Дорога Жизни, часть 2

Jul 10, 2011 03:05

В апреле мы ездили по маршруту «Дорога жизни», но до конца его не прошли. Суровая Ладога прекраснее в тёплое время года, поэтому вторую часть экскурсии отложили до лучших времен.

Поездка получилась странная. Самым странным был маршрут.


Нет, я конечно помню, что настоящие герои всегда идут в обход. Но такой обход - это крюк даже для бешеной собаки. Конечно, если бы шоссе, обозначенное на карте, было с хорошим асфальтом, то мы бы его пролетели, не заметив на страшной скорости 70 км/ч. Но та бетонка, которая маскируется под трассу - это дыра на дыре. За время пути нам попалось две машины, хозяева которых меняли колёса. Американские горки, российкие ямки. Ограничение по скорости - 20 км/ч. Лётчики расплачиваются колёсами.

Семь вёрст не крюк.


На участки, которые относятся к Дороги Жизни мы натыкались случайно:
Сначала, после съезда с КАД, зарулили в Ржевский коридор - самые первые метры Дороги Жизни.









После, выбравшись из ям безымянного шоссе вдоль Ладоги, мы неправильно свернули и выехали к ж/д станции Борисова Грива. Во время войны там располагался эвакуационный пункт.
Сейчас памятная табличка висит на новом кирпичном здании, а деревянное стоит чуть в отдалении. Мне показалось, что оно как жилое. На стенах с облупившейся краской выделяется тёмное прямоугольное пятно - могу предположить, что памятная табличка была когда-то и там.



Деревянное здание станции.


Табличка на кирпичном здании станции.


Самый известный монумент Дороги Жизни - это, конечно, «Разорванное кольцо».



«Кольцо» видно с шоссе - оттуда кажется, что громадные бетонные крылья взметнулись перед волнами Ладоги. Вблизи же монумент оказался меньше, чем я его представляла, не таким внушительным.





На мой взгляд, самая сильная часть комплекса - отпечатки, оставленные колёсами машины, идущие к озеру: именно этой дорогой грузовики отправлялись по льду Ладоги на «большую землю» из блокадного Ленинграда.



В пяти километрах дальше по трассе находится Осиновецкий маяк. Во время войны рядом был порт, через который в Ленинград доставляли провиант. К порту вела узкоколейка построенная в 1941, потом разобранная. Сам маяк построен в 1905 году и является вторым по высоте в Ленобласти.







Чуть дальше находится музей «Дорога жизни». Здесь, как и около Румболовской горы, планируют установить памятник. И снова уже знакомые пионерские галстуки на берёзах. Но на третьем километре деревья выглядят гораздо впечатляюще.





Здание музея было закрыто, но на территорию нас пропустили. Судя по путеводителю, именно под открытым небом находится всё самое интересное. И оно там было: орудия, буксиры, даже самолёт. Автомобиль Газ-АА, поднятый со дна Ладоги. Очень удивительно, но сохранились даже доски кузова.

Здание музея.


Газ-АА, поднятый со дна Ладоги.




<



Музей держится как может: дорожки зарастают, металл крошится, экспонаты покрываются паутиной. У меня возникло чувство, что я гуляю по чужому саду, куда безумный хозяин приволок чересчур большие садовые фигуры.













Детали орудий.










Памятник, посвященный открытию в 1942 году водной трассы "Дорога жизни"


Мачта канонерской лодки "Бира", перевозившей продовольствие и грузы в Блокаду.










В километре от музея находится финальная точка Дороги жизни - станция Ладожское озеро. Здесь во время войны смыкалась с Ладожским озером единственная действующая ветка железной дороги.

Недалеко от вокзала стоит странная скульптура - кусок искорёженного металла. Какие-то придурки сняли табличку, поэтому памятник "Броня" воспринимается не так мощно, как мог бы.
Надпись на табличке гласила: «Сталь можно согнуть, человеческую волю - никогда».



С другой стороны вокзала притулился ЭШ-4375 - паровоз, обслуживающий Дорогу Жизни. На баржах доставлялось продовольствие и топливо, которые потом паровоз вёз в Ленинград. Тут же можно посмотреть, как выглядят железнодорожные километровые столбы Дороги Жизни.



Впрочем, экскурсию по Дороге Жизни нельзя считать завершённой - мы не посмотрели мемориал "Балтийские крылья", пропустили "Ладожский курган", проехали мимо Ваганово. Некоторые участки выпали из поля зрения, что неудивительно при таком объеме комплекса.
Памятник длиной в сорок пять километров. Подвиг, длиной в 872 дня.

маяки, ЛО, поездки, фото

Previous post Next post
Up