Хибины. Путевой дневник, день 3.

Aug 26, 2009 00:50

21.07.2009 вторник

***
Времени уже полтретьего дня, а мы собираем байдарку. Задолбались =)

Фото спёрто у: С. Лукашевич.

Почти собранный "Весёлый клоп".

***
Собрали, наконец, байду и к 17 часам отчалили от стоянки. По плану должны были пройти 7,5 км: оз. Гольцовое - р. Куна- оз. Травяное - р. Куна - и что-то дальше. Что там было дальше, я не помню, ибо дальше так и не прошли.

На воду!

Утром, вспоминая свои тощие руки, думала, что умру через первые 100 гребков веслом. Оказалось, что нет, и это удивило меня несказанно.

На озере боялась кильнуться. Кроме того, начался ветер и пошли волны. Байда должна стать поперёк волны и «резать» её, тогда она не перевернётся, а моя бренная тушка не намокнет окончательно и всесторонне. Я нервничала, но стойко махала веслом (вот именноч то махала, а не гребла как полагается). Как потом выяснилось, озеро было самой спокойной частью маршрута.
В месте, где оно даёт реку, остановились, причалили байды к берегу, и мальчишки пошли на разведку, посмотреть, что ждёт нас впереди и как это преодолеть.

Был разработан план, как проплыть: сперва обойти камни справа, а потом проскользнуть между левым берегом и выступающим из воды булыжником.

Мы с К. не успели вовремя повернуть влево, в результате "сели" на камни, да так прочно, что вылезать пришлось не только К., но и мне. С какого-то перепугу я вылезла без носков и сандалий! Пятьсот раз поскользнувшись, семьсот раз споткнувшись и три тысячи раз выругавшись, я-таки добрела до того места, где можно было вернуться на корабль, не ощутив жопой камень, и куда К. уже притащил судно.

Потом началась мелкая вода и каменные отмели, на которые мы периодически "садились". Очень удобно, когда впереди на всех мелях уже сидят байдарки с доблестными экипажами - видишь, куда плыть не надо =)

Выплыли в озеро, на впадении вода была выше, поэтому пролетели отлично. По пути нас обогнали Ваня с Женей (которые по идее наши замыкающие =)) с гиканьем. И впереди напоролись на дно, подходившее слишком близко к поверхности. Вообще вся эта часть маршрута была очень вредной: мелкая речка, быстрая; если перевернёшься, то скорее голову о дно расшибёшь, чем утонешь.

Озеро мы прошли, чуть шкрябнув дном мель, которая остановила 2 байды.
Поплавав по мелкой воде и сделав огромный крюк (обошли с другой стороны маленький остров, ибо там вода была поглубже), снова сели. На этот раз К. вытолкал нас довольно легко. Наконец началась глубокая вода, и мы резво погребли к впередиплывущим разведчикам - Тане с Митей. Там, под прикрытием нового острова постояли меж камней, ожидая остальные 5 байдарок. После того как оставшиеся приплыли, пересекли озеро (из-за острова налетел холодный ветер!) и миновали натыканные грядой камни.

Даже в озере вода настолько прозрачная, что на большой глубине, на дне видны затонувшие стволы деревьев, тёмные камни и прочие пугающие вещи.

Затем озеро завершалось порожистой протокой, к которой нас медленно подносило. Выглядело это место совершенно фантастически: ровная гладь озера постепенно сужалась до гладкого синего языка, вдающегося в мелко бурлящую быструю круговерть.

Нам повезло, мы попали в самый центр основного потока, что позволило практически безболезненно пройти место (и не впечататься, например, в камень, по высоте больше меня стоящей). Нас чуть не развернуло, лодку несло прямо на этот валун, рулевой почти не справлялся, но пара моих судорожных гребков и молитвы всем известным богам добавили недостающей силы, и мы аккуратно скользнули мимо.

Порог был самым стрёмным за весь наш поход, но мне почему-то совсем не было страшно. Просто не успела испугаться, всё высматривала куда нам плыть надо.
Так как мы шли третьими, то успели увидеть впереди стоящую байдарку и ребят, которые они уже вышли и копошились в воде. А впереди на камнях засел ещё один экипаж - Миша с Юлей - и мы на полной скорости, не успевая свернуть, влетели в них. Какое счастье, что «Свирь» легкая! Нос нашего судёнышка проскользнул по носу байдарки ребят, взмыл в воздух… а потом медленно съехал обратно! Нас развернуло и задом вынесло в следующее озеро. Тут уж мы не стали терять времени даром и улизнули в безопасную бухту, чтобы оттуда наблюдать за происходящим. А наблюдать было за чем %)

Одна за другой из порога выворачивали байдарки, вылетали из-за поворота, потом лица экипажей стремительно менялись (по рассказам очевидцев, занявших место в первом ряду, т.е. Миши и Юли), когда они видели рассевшиеся на выходе ребят. Судорожно начиная молотить вёслами, экипажи поворачивали кто влево, кто вправо и тут же останавливались, налетая на камни.

То самое место. Все байдарки в сборе. Жаль, фотка не передаёт момента.

Со стороны выглядело уморительно, словно бусины нанизывались на леску.

Долго ли коротко ли, байды ребята стащили и подплыли к нам, в тихую гавань. Немного отдохнули, после чего экипаж разведчиков (Митя с Таней) как обычно ушел вперёд, чтобы ощутить на себе все прелести первопроходцев и сообщить нам о том, что ждёт впереди. А впереди река снова оскаливалась камнями, вздымалась водяными холмиками и неслась как угорелая, подставляя нам на пути островки и мели.

Фото спёрто у: С. Лукашевич

На один такой камень мы и налетели носом. Течением нас стало разворачивать, а плыть кормой вперёд совершенно не входило в наши планы. Бешено гребя веслом, мы всё же вырулили в нужное положение, вписались в крутой поворот и стали причаливать к берегу, хватаясь за свисающие ветви прибрежного кустарника. Тут байдарку снова начало разворачивать кормой по течению, но это уже не так катастрофично, когда крепко впиваешься в ветки. =)

Разведчики снова унеслись вперёд, на помощь какой-то байдарке, но не смогли справиться с управлением, и течение их унесло вперёд, где ребята кильнулись, налетев на камень. Киляться в ледяную воду - те ещё ощущения. Этот инцидент и завершил наш сегодняшний заплыв. Я выгрузилась на берег с гермой с теплыми вещами, а К. пошёл по краю бурлящей речки, проводить байдарку до места стоянки, ниже по течению.

Странно, но страшно не было за весь день ни разу. Напряжение и нервозность, да, этого хватало с головой, но не страх. Фраза «страх только в твоей голове» очень выручала. А ещё на страх не оставалось времени: высматривать камни, угадывать в волнах скрытые валуны, отталкиваться веслом и стараться сделать так, чтобы лодку вёл ты, а не река, на всё это уходило много времени и сил, особенно когда сидишь в байдарке впервые в жизни - где уж тут бояться!

Зато теперь, когда заново переживаешь весь день, стрёмно ужасно, и на первом пороге я бы точно поймала инфаркт, доведись мне пройти его ещё раз.

Ссылки на все дни похода по Хибинам:

День 1. Приезд, оз.Гольцовое
День 2. Северный Чорргор
День 3. Гольцовка и другие речки.
День 4. Мы и байдарки в лесу.
День 5. День Рождения и прочие события.
День 6. День биологических открытий.
День 7. Имандра, о.Высокий
День 8.Имандра, коса.
День 9. Р.Малая Белая.
День 10. Часть I, Юдычвумчорр, подъем.
День 10. Часть II, Юдычвумчорр, спуск и озеро.
День 11. Возврещение на мыс.
День 12. Последний водный день. Мыс-Имандра-Гольцовка.
День 13. Последний походный день. Щель Крест, Аку-Аку, г. Гольцовая, центр долины.
День 14. Заброшенная школа.