Итак, много времени назад я вернулась из похода по Хибинам.
Так что теперь буду по мере наличия сил и отсутствия приступов лени публиковать путевые заметки и непутёвые фотографии =)
Хибины - место хоженое-перехоженое. Но ведь что главное в настоящем приключении? Правильно, свежий взгляд на вещи. В горы ходят в треккинговые и прочие альпинистские походы, а мы пошли в водный. В горы на байдарках, да.
Маршрут похода выбран совершенно необычный - до нас в тех краях не ходила ни одна байдарка, поэтому отчётов в интернете не было, описания рек были скупы, спасали лишь фотографии рек, сделанные друзьями в процессе их пеших походов (надо сказать, не внушавшие оптимизма). В итоге путешествие совместило в себе как водную, так и пешую части, а так же уникальное явление, доселе в Хибинах невиданное: выгуливание байдарок в глухом лесу.
19.07.2009 воскресенье
Сегодня в 16.32 поезд «Санкт-Петербург - Мурманск» привёз нас в Апатиты. Остановка длилась 10 минут, а паники было столько, словно за 30 секунд выйти надо. Хотя быстрота действий оправдана: помимо довольно внушительных рюкзаков у каждого, на каждую пару человек есть ещё огромный 25-килограмовый рюкзак с байдаркой, а то и два, в зависимости от способа упаковки. А ещё маленькие рюкзачки и даже полиэтиленовые пакеты =) А человек нас 15. Так что в тамбуре свободное место закончилось как только вынесли байдарки. Впрочем, на обратной дороге надо будет загрузиться в вагон за 1 минуту, шоу будет то ещё!
Около вокзала нас встретили 3 мужика, аж на трёх машинах (распрекрасный ГАЗ-66, «буханка» и какой-то уазик поменьше). Кузов ГАЗа был закрыт, только несколько маленьких окошек пропускали внутрь свет (и воздух? %)). Фотографировать было бы проблематично. Поэтому я угнездилась в кабине водителя и всю дорогу созерцала путь и окрестности. Щёлкать затвором было сплошным удовольствием: то фотоаппаратом по носу себе стукнешь, то его же о стекло приложишь, иногда удавалось получить и по лицу и по стеклу сразу. Кадры получались удивительные =)
Встретившие нас машины.
Дядька-шофёр по имени Алексей рассказывал про жизнь местную и про прошлое городов, которые мы проезжали.
Город Апатиты возник как посёлок в связи с открытием и разработкой месторождений апатито-нефелиновых руд в горах. Сейчас работает Апатито-нефелиновая обогатительная фабрика (АНОФ-2) и какой-то ещё завод, остальные предприятия закрыты. Заброшенные стены заводских цехов встречают выложенными красными кирпичными надписями про коммунизм. В городе на данный момент живёт около 60 тысяч человек.
Дальше по достаточно раздолбанной асфальтированной дороге проезжаем в сторону Кировска. Он начинает появляться в кольце серо-зелёных гор. Из центра города торчит красно-белая вышка сотовой связи.
Дорога на Кировск.
Как ни странно, апатиты добывают вовсе не в городе с одноимённым названием, а как раз в Кировске. Заведует разработками ОАО «Апатит», имеющее 4 рудника, один из которых я успела разглядеть на горе. На соседних горах виднеются остановленные на лето горнолыжные подъемники.
Заброшенный завод.
Город можно насквозь проехать минут за 10-15.
Улицы города упираются в горы.
Если обходить его, заглядывая во все закоулки, то потратишь полдня. Кстати, уже после поездки я с удивлением узнала, что в Кировске располагается факультет Санкт-Петербургского горного института.
Вид из Кировска в сторону Апатит.
Озеро Большой Вудъявр, из которого водой обеспечивается весь Кировск. В озере запрещено даже ловить рыбу.
Потом водитель рассказал про заключенных, которых в 30х-60х годах, находились на тех землях, о лагерях ГУЛАГа, располагавшихся в Хибинах. Непосредственно в тех местах, которые мы проезжали, были исправительно-трудовые лагеря Белореченский, действовавший с августа 1951 г по июль 1953 г, его управление располагалось в г. Апатиты. В нем содержалось до 6200 заключенных, занятых на строительстве Кировского химического завода и г. Кировска. Исправительно-трудовой лагерь комбината "Апатит" действовал с мая 1950 г по апрель 1953 г, его управление располагалось в г. Кировске. В нем содержалось до 10500 заключенных, которые обслуживали комбинат "Апатит", строили Юкспорский рудник, тоннели в Кукисвумчорре и Юкспорйоке и были заняты на добыче апатита и строительстве рудников.
ИТЛ и строительство №509 в городах Апатиты, Кировск, пос. Титан. 5 тысяч заключенных строили железную дорогу Апатиты-Кейвы-Поной и железную дорогу Умбозеро Лесной, работали на лесозаготовках, деревообработке, сооружали военно-морские базы в бухтах Поной и Иоканьга.
Заключенные сбегали из лагерей, умирали прямо в лесах. Собственно, и тех, кто умирал в лагерях, особо не хоронили.
После такой полученной информации горы и окружающие леса стали выглядеть несколько по-другому. Да ещё и солнце облаками закрыло, помрачнело вокруг. Жутковато, надо сказать. Особенно, с учётом отнюдь не мягких климатических условий этого края.
Тем временем, мы уже выехали из Кировска и въезжали на перевал Кукисвумчорр. Асфальтированная дорога уступила место вполне приличной грунтовке.
Дорога к перевалу.
Я, не видавшая гор с прошлого года, вертела головой во все стороны и щёлкала затвором фотоаппарата. Горы возвышались вокруг, причем все они были разные: кое-какие похожи на южные, какие-то с острыми макушками, какие-то пологие и скруглённые.
Перевал Кукисвумчорр.
Водопады, образующиеся в результате таяния снежников.
Несколько дней до нашего приезда лили дожди. Дороги стали офигительны!
Водители довезли нас прямиком до места стоянки на берегу озера Гольцовое, поэтому не пришлось переходить вброд ледяные реки и озера. Машины, погружаясь мощными колёсами под воду, пересекли ручейки и оз. Щучье и причалили к берегу.
Переезжаем озеро Щучье.
Мы вывалились наружу, вынесли уйму своих вещей и распрощались с водителями. Поставили лагерь, за что были злостно покусаны комарами. Ну, а далее был ужин, посиделки у костра, песни и обсуждение того, что первый день похода выдался подозрительно халявным. Хе-хе, знали бы мы, что ждёт нас дальше ;)
Спать я ушла в час ночи, хотя по степени освещённости никогда не скажешь, что сейчас так поздно. Полярный день, во время которого солнце вообще не заходит, уже закончился, но светило скрывается за горизонтом всего на 2 часа. Так что спать, спать…
Завтра собираемся подняться на перевал Северный Чорргор.
Ссылки на все дни похода по Хибинам:
День 1. Приезд, оз.Гольцовое День 2. Северный Чорргор День 3. Гольцовка и другие речки. День 4. Мы и байдарки в лесу. День 5. День Рождения и прочие события. День 6. День биологических открытий. День 7. Имандра, о.Высокий День 8.Имандра, коса. День 9. Р.Малая Белая. День 10. Часть I, Юдычвумчорр, подъем. День 10. Часть II, Юдычвумчорр, спуск и озеро. День 11. Возврещение на мыс. День 12. Последний водный день. Мыс-Имандра-Гольцовка. День 13. Последний походный день. Щель Крест, Аку-Аку, г. Гольцовая, центр долины. День 14. Заброшенная школа.