Чтобы помнили!

Feb 04, 2015 16:11

Оригинал взят у buuuuuur в Ода Книге памяти
Оригинал взят у buuuuuur в Ода Книге памяти
В 11-­томном издании поименно названы наши земляки, не вернувшиеся с фронтов Великой Отечественной войны


В войне побеждают не только живые. Под победными знаменами должны бы пройти и все павшие. Если б могли…

На Руси издревле почитались те, кто погиб во славу Отечества. В память об их подвиге поднимались часовни и храмы, ставились памятники, возводились мемориалы, устанавливались дни поминовения.

Погибшим героям Отечественной войны 1812 года был посвящен первый на Руси печатный памятник - «Военная галерея». В книге 233 портрета и списки павших на поле брани.

В 1878 году издан «Памятник Восточной войны». В нем опубликованы материалы об особо отличившихся генералах, офицерах и рядовых, убитых и контуженных в русско­турецкой войне.

В начале 20­-х (!) годов XX века было завершено 65-­томное издание, посвященное погибшим и пропавшим без вести нижним чинам русской армии в Первой мировой войне, а в 1926 году - «Именной список потерь Рабоче­-Крестьянской Красной Армии в годы Гражданской войны».

Сорок пять лет понадобилось для того, чтобы начать составлять такой же скорбный список павших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. За упущенное время ушли вслед за героями тысячи свидетелей: люди, документы. Позабылись многие имена, стерлись адреса и события, безымянные могилы поросли травой забвения. Но поминальный список героев все же был составлен.

Работа над областной Книгой памяти началась в 1990 году - четверть века назад. «На веку тверского книгоиздания таких книг никогда не было, и вряд ли когда она будет переиздана», - убеждены редакторы­составители, написавшие предисловие к Книге.

Была проделана гигантская работа, вернее сказать, - титаническая. Сбор, систематизация, проверка и перепроверка первоначальных данных, их редактирование. За каждым именем - судьба, мужество, героизм и трагедия. Где пал герой, где нашел вечное упокоение - упустить нельзя.

Книга была плодом трудов десятков и сотен энтузиастов во всех (!) районах нашей области. Работали за копейки, а то и вовсе без вознаграждения - по зову памяти и велению сердца. Над Книгой трудились областная и местная администрации, комиссариаты, советы ветеранов и, конечно, редакторы­составители, на которых легла главная нагрузка.

Начало 1990­-х совпало со временем распада огромной страны. Начался парад суверенитетов. Наступила недобрая пора ревизии героического прошлого Советского Союза, создания новых героев и авторитетов. Стало не до Книги и не до памяти. Менялся состав редколлегии, прекращалось финансирование, материально­техническое обеспечение издания. Редакцию Книги памяти попросили освободить помещение (одну комнату) и лишили телефонной связи.

И все­таки с величайшим трудом выходил том за томом. Сначала вышел второй, потом третий, и только после этого - первый том.

В каждый том включено 35-40 тысяч имен солдат, сержантов и офицеров, павших и пропавших без вести на фронте, замученных в фашистском плену. Всего, по приблизительным (увы!) данным, Тверская область потеряла около 300 тысяч человек. По количеству потерь наш край занимает седьмое место в скорбном списке среди всех областей, краев и республик России. Два экземпляра Книги памяти Тверской области помещены на вечное хранение в Музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Всего уникальное издание объединяет более 700 (!) томов поименных Книг памяти.

Мы знаем, сколько пало: командующих фронтами - 4, начальников штабов фронтов - 3, командующих армиями - 16, членов военсоветов фронтов - 2 и армий - 3. Но мы с точностью не знаем и никогда не узнаем, сколько погибло рядовых. Поэтому Вечный огонь у Кремлевской стены зажжен в честь Неизвестного солдата.

«Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых», - говорил полководец Константин Рокоссовский, командовавший Парадом Победы на Красной площади 24 июня 1945 года.

Книга памяти, по мнению ее создателей, должна была стать для каждой семьи самой дорогой, а во многих случаях - единственной памятной реликвией о родных и близких, не вернувшихся с войны. Стала ли - большой вопрос. После ее издания, когда в стране усилилась борьба за имущество, часть тиража Книги была свезена на склад и уничтожена лихими людьми. Дико, обидно, но так было. Книга, ставшая памятником, подверглась варварству не врагов Отечества, а, собственно, соотечественников, для которых стыд и совесть стали утраченными понятиями.

Со дня издания нашей Книги памяти прошло 20 лет. Наше издание генерал армии Махмут Гареев назвал одним из лучших в стране. Может быть, потому, что сам воевал подо Ржевом и политая кровью тверская земля стала для него святой.

Во многих краях и областях обложку Книг памяти сделали красной. Наши редакторы­составители выбрали серый. Цвет стали. Из нее были выкованы люди, которые шли в смертельную атаку с одной лишь целью - победить врага и освободить Родину от фашистского нашествия.

Перед Книгой памяти, как и перед мемориалом, надо склонить головы. Перед 70-­летием Победы надо вспомнить всех земляков, кто сложил головы. Загляните в Книгу - там есть ваши родные и близкие.

Книга - ценнейшее достояние нашей редакции. Ведь она выпущена издательством «Тверские ведомости». Газета тему войны, подвига и победы ведет постоянно. В канун великого праздника наши читатели увидят многие фотографии и документы, которые не публиковались с военной поры. Рубрика «Наша Победа» станет ведущей.

русские, Тверская область, война, Тверь

Previous post Next post
Up