На первые майские праздники мы отправились изучать Тверскую область.
Первым посещённым местом на пути оказался Вышний Волочёк - город, который воспринимался исключительно как перевалочный пункт на пути между Петербургом и Москвой. Я его уже однажды проезжала,
путешествуя "на собаках", но рассмотреть толком не успела (а уж сколько раз я пролетала мимо на поездах!).
Взятый в библиотеке путеводитель сообщал, что город стоит того, чтобы его посетили.
Вышний Волочёк находился на торговом водном пути и являлся частью пути «из Варяг в Греки»: здесь плывущие из Новгорода в Москву выгружались и перетаскивали судна через водораздел с одной реки на другую посуху, откуда и взялось название города. Определение вышний (т.е. "верхний") противопоставляло его Нижнему волочку, расположенному ниже по течению р. Мста, по которому обносили Мстинские пороги.
У меня сложилось впечатление, что в Тверской области Пётр I наследил чуть ли не больше, чем где либо ещё (разве что Петербургу уступив). В 1703 году Пётр I подписал указ о создании системы каналов, которая бы объединила бассейны двух морей. В Вышнем Волочке текут две реки, Цна и Тверца. При этом одна из них относится к Балтийскому бассейну, а вторая к Каспийскому и максимально близкое расстояние между составляет всего полтора километра. Началось строительство, которое завершилось к 1708 году и сделало возможным сквозной проход из Волги в Ильмень без утомительных волоков. В работах были задействованы крепостные, согнанные с разных мест, работа по рытью канала велась вручную, лопатами, в тяжелейших условиях болотистой местности (узнаю Петра!). Тверецкий канал получился длиной 2 811 метров и шириной 15 метров. Но вот беда, оказалось, что канал слишком мелкий и крупные суда могут по нему проходить только весной и осенью, когда уровень воды поднимается.
Хорошо, что жил в Вышнем Волочке предприимчивый малый Михаил Иванович Сердюков, владелец завода, мельниц, кабаков и на все руки мастер (именно он обеспечивал провиантом рабочих на строительстве Тверецкого канала). Мастер этот придумал перенаправить русло реки Шлины, притока Цны, до сего момента «бесполезно протекающую», так, чтобы она впадала в Цну выше устья канала и тем самым увеличила объем воды. Понравилась эта дерзкая затея, канал передали в ведение Сердюкова. После преобразований и реконструкции Тверецкого канала водный путь из Петербурга на Волгу заработал в полную силу.
В наше время город выглядит грязным и обшарпанным. Возможно, это следствие поздней весны, но в любом случае ощущение неухоженности и позабытости есть. Мы приехали первого мая, город был украшен флагами и растяжками "С праздником весны и туда", но симпатичнее от этого не стал.
Встретили нас руины Торговых рядов:
Кое-где видны следы реставрации (?), но внутри всё сгорело.
После мы отправились изучать прочую центральную часть города.
Памятник Екатерине II, 2007 год.
Памятник А.Г. Венецианову, художнику, мастеру жанровых сцен из крестьянской жизни.
Вышневолоцкий государственный драматический театр.
Отметины на опоре моста около Богоявленского собора, оставшиеся от верёвок бурлаков, тащивших груженые баржи. Меня, надо сказать, впечатлило. Если такие борозды оставались на камне, то страшно представить, что верёвки высекали на телах бурлаков.
Говорят, если потереть такую отметину и загадать желание, то оно непременно сбудется.
Опора моста и колокольня Богоявленского собора, расположенного на острове.
Цинский бейшлот, часть Вышневолоцкой Водной системы, построенный Сердюковым на реке Цне. Бейшлот - это двупролетная плотина. Обратите внимание, многие детали деревянные!
Между пролётами. Виднеется механизм, с помощью которого поднимаются щиты плотины.
Плотина.
Ниже плотины.
После прогулки по центральной части города отправились в Казанский женский монастырь. К сожалению, он доступен для посещений только в воскресенье, на время службы. Поэтому мы изучали территорию из-за забора.
Кажется, единственное на весь город отреставрированное здание. Богоявленский собор.
После этого города мы поволоклись дальше, на пути лежал Торжок и Выдропужск.