Есть ли у ребенка потребность в гв после... или психология долгокормления

Jan 20, 2012 12:47

Оригинал взят у
getnewpost в Есть ли у ребенка потребность в гв после... или психология долгокормления
Хочу вам предложить , дорогие кормящие и долгокормящие , еще один взгляд на психологические потребности ребенка и долгокормление.


Про период от новорожденности до года пожалуй не будем говорить, тут и так все понятно, писано переписано , и даже старина Фрейд, не к ночи будь помянут со своими оральными и анальными фазами, ;) и тот признавал исключительную важность гв.

После года начинаются определенные напряги, спасибо ВоЗ за их рекомендации по гв, ими можно успешно отбиваться до двух лет, но хотелось бы поговорить не только о физиологической стороне дела.

Итак, при продолжении гв после года каждая кормящая мама имеет счастье наблюдать всплеск нежной привязанности малыша к груди. Гладит, целует, ласкается, пытается ложечкой кормить, чуть позже игрушки приносит ... Это как раз то явление, которое до дрожи пугает сексуализированный ум психоаналитиков(ничего личного к психоанализу, но что есть, то есть) , как выражение табуированных сексуальных отношений между матерью и ребенком. Господа психоаналитики, иногда банан -это просто банан(сорри за банальность ;), но не удержалась :))) Иногда отношения - это просто отношения :)

Ребенок, только что успешно переживший кризис года и так же успешно освоившийся с физической отдельностью от мамы получает в своё безраздельное пользование новую потребность - потребность в отношениях. В отношениях, где он будет не только принимающим, но и дающим, могущим проявлять активную позицию по отношению к тем людям, кто ему дорог. ну а кто у нас дороже всех - мама с титей :)))
Но годовалый малыш еще настолько мал, ему доступно так мало способов активного проявления себя - он почти не говорит, мало что может делать самостоятельно, мало что понимает в способах построения отношений, почти не способен к взаимодействию с кем либо, кто его не понимает на невербальном, эмпатическом уровне.
Фактически, кроме материнской груди у ребенка в этом возрасте нет никакого подходящего объекта для реализации потребности быть активным участником близких отношений. А потребность есть, потребность сильна, потребность жизненно важна, мало того, потребность обеспечивает дальнейшее успешное развитие и адаптацию в социуме. Научиться быть в близости, любить и быть любимым на самом глубоком, довербальном, подсознательном уровне. не только принимающим, как в возрасте до года, но и дающим близость.

Потребность в отношениях близости сначала с материнской грудью (примерно до 1,9 -2 лет) , потом уже со всей мамой целиком, но именно через сосание груди(до 2,9-3 лет) - это одна из основных потребностей ребенка от года до трех.

Напрашивается вывод - ребенок , отлученный от груди в этом периоде будет угнетен в одной из своих базовых потребностей. Угнетен в различной мере, в зависимости от возраста и от отношений с матерью помимо груди, но некое лишение будет присутствовать всегда при отлучении в этом периоде.

Лирическое отступление - давайте проведем параллель между упадком кормления грудью с 40-50 годов прошлого века и сексуальной революцией 60-70. До чего красиво кореллирует сексуальная революция с победным шествием смесей - сначала запад перестал кормить, потом советский союз, а через двадцать лет всех накрыло волной ссекса без причины и обязательств... Рассогласование физической близости и отношений, стремление к многочисленным сексуальным связям без построения отношений, банальный страх близости. за сексуальной революцией стоит огромная травма физической близости, физической привязанности, которая случается если ребенка отлучить от груди в год или чуть позже(до момента осознания себя как человека, подобного окружающим)... Впрочем это действительно лирическое отступление, оставим эту тему ради возрастной психологии :)

Что же делать, если вы собираетесь отлучить или отлучили по какой то причине ребенка от груди в возрасте до 1,9-2 года? (т.е. когда как раз пик эмоционально-физической привязанности) - более ли менее сгладить последствия отлучения поможет сохранение физического контакта ребенка с грудью. До тех самых двух с половиной-трех лет. Ну как минимум до двух. Разрешайте ребенку раздевать себя, обнимать грудь, засыпать в обнимку с вашей обнаженной грудью, принимайте ванну вместе. правда боюсь, в таком случае большинство детей отлучить будет малореально :)))

После двух лет(с момента, как ребенок начал говорить про себя "я" ) и до 2,5-3 лет(до кризиса трех лет) ребенок уже не так привязан именно к груди как к физическому объекту и отлучить его несравнимо проще. Собственно говоря, именно в этом районе проходит нижняя граница , где хоть как то возможно нетравматическое отлучение. Двухлетка уже способен пережить отлучение без глобального угнетения главной потребности. У двухлетки уже есть способы , как можно строить отношения, как можно выражать свою привязанность и т.п. Большинство мягких отлучений происходит в период с двух до трех лет.
Но! "уже можно "- не значит "нужно прямо сейчас"! Хотя ребенок в возрасте от двух до трех лет уже может адаптироваться к отлучению почти без потерь, тем не менее он еще очень нуждается в груди, именно как в моментах близости, единения с мамой, чтобы почувствовать что его любят и что он любит. В общем, потребность та же самая, что и до двух лет, но уже не такая ультимативная, поддается компенсации.

Следующий этап наступает после того, как ребенок переживет следующий возрастной кризис - тот, что в русскоязычных кругах принято называть кризисом трех лет. Во время этого кризиса отношения мамы и ребенка снова переходят на другой уровень, ребенок переходит на новый уровень привязанности к маме, привязанность через принадлежность "Моя мама" теперь он может чувствовать близость и привязанность не только через объятия , поцелуи и прикладывание к груди, к тому же трехлетка уже готов быть активным в отношениях, умеет выражать свои чувства ясно и доходчиво, так что потребность в отношениях именно через грудь существенно ослабевает.
Однако, в психике трехлетки появляются существенные изменения. В момент кризиса трех лет ребенок сталкивается с тем, что его мироощущение ( а он то считает себя к моменту кризиса всемогущим властелином мира) не совпадает с реальным положением дел - он маленький и зависимый от родителей и прочих взрослых. Кризис трех лет приводит ребенка в мир фантазий, куда он помещает своего всемогущего властелина(этот фантазийный властелин - зачаток той будущей субличности, которую называют "Внутренний Родитель")
такое расщепление в самосознании - "в своих фантазиях я всемогущий, а в жизни то я маленький ребенок мамы и папы, и многого не могу и не умею" приводит к эмоционально-психическому дисбалансу у ребенка. Для того, чтобы восстановить равновесие появляется новая потребность - вернуться в довербальное, младенческое состояние, побыть погруженным в первичный эмоциональный комфорт, в первичную цельность, которая была у ребенка в возрасте до года.

Это и есть новая, актуальная потребность ребенка продолжать ГВ после трех лет.
Побыть немного маленьким. Поддерживать равновесие с помощью коротких регрессий в раннее младенчество.

Чем более чувствителен ребенок, чем больше он фантазирует,чем более он всемогущ в мире своих фантазий, тем более он нуждается в том, чтобы уравновесить себя возвратом в младенческое состояние, не самоотлучаться до 6 лет к примеру :))) Ну или быть очень внешне несамостоятельным, отказываться раздеваться самостоятельно, самостоятельно есть и т.п. То же самое если жизнь ребенка наполнена стрессами, требуется много контроля, от контроля крепнет Внутренний Родитель, как та часть личности, которая отвечает за порядок и соблюдение норм, родителя приходится уравновешивать тем же способом - почувствовать себя маленьким цельным младенцем, пребывающим в состоянии эмоционального блаженства.

Так что, продолжая ГВ после трех ребенок удовлетворяет вполне себе актуальную, важную, насущную и значимую потребность. Но одновременно с тем, у современного естественнородительского ребенка к трем годам есть широкий арсенал средств, чтобы удовлетворять эту потребность не через грудь.(а вот у ребенка в традиционных культурах такой возможности не было, поэтому сейчас возраст самоотлучения думаю в среднем на пару лет ниже чем притрадиционных укладах. Не был тогда ребенок такой уж ценностью, чтобы с ним играть в "ляльку", титьку выдать при возможности - пожалуйста. А остальное время ребенок был очень и очень самостоятельным. Эволюционно именно ГВ удовлетворяло эту потребность, сейчас когда родители на порядок больше заботятся о своих детях и могут посвящать им намного больше времени и сил, чем при традиционном укладе, ребенок имеет возможность чувствовать себя младенчиком и без ГВ. Редкая современная мама, которая докормила до трех ;))) откажет своему дитятке в том, чтобы завернуть его в пеленочку, поносить в слинге, сделать массажик , какой она ему делала в первые месяцы жизни и дать возможность почувствовать себя лялей.

Отсюда парадоксальный вывод - гв после трех дело десятое. Кормите - отлично. (Само)отлучился - отлично. Основная потребность - иметь возможность регулярно получать порцию младенческих ощущений. Как вы это будете давать своему ребенку - ваше и только ваше дело. Это вообще не важно. И мало на что повлияет в будущем. Удовлетворение потребности - повлияет. а способ нет. Также как мало повлияет то, с каким медведем ваш ребенок любит играть - с белым или с коричневым. лишь бы ему нравилось. а в случае с гв - лишь бы вам обоим нравилось кормиться или не кормиться после трех. Если добавить сюда такие серьезные козыри гв, как возможность покормить болеющего и больше ничего не желающего ребенка, успокоить ребенка травмированного физически или эмоционально (испуг, потрясение, перевозбуждение) , дать возможность ребенку, нуждающемуся в дневном сне пережить день, когда он не смог поспать, не уходя в истерический штопор.... то чаша весов заметно перевешивает в сторону "продолжать ГВ" По крайней мере лично для меня.

еще один вопрос, который бы хотелось тут прояснить, не отходя далеко от кассы и вышеизложенных выкладок - не будет ли ребенок, который долгокормился, в частности, и которому родители давали возможность быть маленьким столько, сколько ему хотелось, в целом, более инфантильным, чем могбы быть, если бы ему такой возможности не давали?
Ответ: - Может быть и будет более инфантильным, такой возможности исключить нельзя. Но вообще-то взрослость, ответственность человека не зависит от того, насколько у него развит Внутренний Ребенок, а зависит от того, насколько у него развит Внутренний Взрослый. А быть взрослым ребенка надо учить отдельно и полноценно, не надеясь что он как нибудь сам справится. Если у человека нет взрослого начала он вынужден в своей жизни быть либо инфантильным, либо авторитарным, либо метаться между этими двумя крайностями, в надежде обо что нибудь да опереться.

Дисклеймер раз: все сроки приблизительные, плюс-минус лапоть. Этапы завязаны на кризисы, а кризисы бывают в довольно широких рамках по возрасту ребенка. Кризис раньше или позже положеного ни о чем особом, в отрыве от остальных обстоятельств жизни ребенка не говорит.

Дисклеймер два: Корова моя. :) Я в течение нескольких лет обучаюсь психологическому консультированию, клиент-центрированный подход. кормлю сына 2,9 лет. Текст опирается на собственный опыт, возрастную психологию, транзактный анализ

Дисклеймер три: про потребность в отношениях и в привязанности, а так же про уровни привязанности можно узнать, кто еще не знает, здесь - http://alpha-parenting.livejournal.com/

перепост, общество, полезное, семья, Костик

Previous post Next post
Up