Дар различения духов

Aug 02, 2014 22:59


Человек может выдержать очень многое. Голод, холод, жару, недостаток кислорода, сна, жестокую морскую качку, побои...  Но люди бывалые знают, что самая тяжелая пытка - это пытка одиночеством. Особенно, если это одиночество в толпе. Особенно, если проблема не в том, с кем выпить пива или сходить в кино, а с кем спасать зависшую на краю большой беды страну, которую любишь всем сердцем.

В начале 90-х мне довелось испытать эту душевную пытку в полной мере. Тогда молодому человеку, переживающему убийство СССР как  глубокую личную трагедию, податься было практически некуда, особенно если он жил не в Москве. Немногочисленные патриотические силы, лукаво прозванные "красно-коричневыми" - этакий невозможный в природе гибрид ежа с гадюкой - были предельно разобщены, ошельмованы и маргинализованы. Многие вменяемые, но духовно нестойкие люди покинули их ряды, решив строить личное "счастье", не тратя лучшие годы жизни на безнадежную борьбу. С теми, кто остался, ловить было, как говорится, нечего. Это были или очень страстные, но при этом крайне странные люди с печатью неадеквата на физиономии или персонажи вроде как твердо стоящие на земле, но от их хитровато-блудливых усмешек немедленно хотелось бежать куда подальше - эти решали какие-то свои, ничего общего с патриотизмом не имеющие, дела. Ощущение было таким, словно перекрыли кислород. Нет, выходили, конечно, малым тиражом издания, и даже неплохие, и их можно было читать, можно было читать и книги, но наступал момент, когда от не находящей применения информации начинало тошнить, и единственным спасением от отчаяния стали казаться  эскапизм и аполитичность.

Сейчас как будто бы все иначе. Патриотизм на подъеме и даже отчасти в моде, от обилия сайтов, групп, пабликов патриотической направленности рябит в глазах. Повсюду если не триколоры, так "имперки", если не двуглавые орлы, так гербы СССР и красные звезды. А недавно на аватарках появились и флаги новых государственных образований, Луганской и Донецкой республик, непризнанных, но дорогих сердцу русского человека. Казалось бы, можно запросто найти себе соратников, друзей и товарищей, с которыми можно делать общее дело. Однако тут подстерегают разного рода опасности.

Прежде всего специфика  Интернета такова, что там можно легко найти говорящих, но очень трудно - делающих. Потому немногие вр
оде бы действительно занятые чем-то реальным люди сразу выделяются на общем фоне и в глазах у изголодавшихся по настоящему делу обретают ореол героев. Слово "ополченец" произносится с придыханием. Если воюешь на Донбассе или даже просто был там с какой-то миссией, то уже почти свят. Хотя, если задуматься, то и среди ополченцев встречаются люди самых разных моральных качеств, не говоря уж о тонкостях политических убеждений. Но с точки зрения "диванных воинов" это почти сакральные фигуры, которые может тронуть только мерзавец, у которого нет ничего святого. Эти люди по определению свои в доску, однозначно патриоты. А кто еще может поехать на горящий Донбас сражаться или доставлять гуманитарную помощь ополчению, как не настоящий патриот, преданный всей душой делу Русского мира?

В принципе так, да не совсем. Нужно иметь определенный дар различения "политических духов", чтобы понять, что далеко не всякий, кричащий с тобой на митинге "Слава России" или ставящий на аватарку имперское знамя или флаг ДНР, славит именно ту Россию, которая дорога тебе. Вполне возможно, у него какая-то своя Россия - с другой судьбой, другими основополагающими смыслами и даже в других границах (ладно, если более обширных, а если нет?). А может Россия для него и вовсе средство для достижения каких-то других, меркантильных или зловещих, целей.

Активно действующие силы, причисляющие себя к патриотическим, по-прежнему не слишком многочисленны, но их идейный спектр достаточно широк. С одной стороны левые патриоты советского, коммунистического толка, выступающие кто за возвращение СССР, кто за построение нового, более совершенного,  красного государства, с другой - ненавидящие все советское монархисты, молящиеся на дореволюционное прошлое, и столь же антисоветски настроенные крепкие ребята под имперскими флагами. Где-то посередке болтаются неопределенной массой разнообразные охранители, среди которых встречаются вкраплениями и довольно яркие публичные персоналии.

Очень легко поддаться соблазну и начать пытаться считать своими всех, кто, например, "за русских против бандеровцев". Особенно если ты обычный человек, а не член какой-нибудь партии или движения - там все куда более определенно и никаких противоестественных союзов "ежа с ужом" обычно не срастается. Допустим, если речь идет о том, чтобы внять призыву и пойти на какой-нибудь митинг, или распространить в сети чье-то воззвание, или перечислить деньги... мало ли что еще? Тут нужно ясно представлять, что именно ты поддерживаешь. Не просто абстрактную "борьбу Донбасса", а чей-то взгляд на эту борьбу, на то, как именно она должна идти и к чему в итоге привести. У разных политических сил этот взгляд может быть очень разный.

Взять, например, очень популярную сейчас в связи с раскрученной до предела фигурой Стрелкова белогвардейско-имперскую линию. Она достаточно привлекательна, но вот если задуматься... Какие сейчас могут быть белогвардейцы или монархисты? Потомки семейства Романовых - это давно живущие на западе люди, прочно вросшие в западные элиты и западные же элитарные клубы и не слишком открытые общества, связанные с крупными транснациональными корпорациями. Остальная монархическая стихия отмечена печатью исторического поражения, бесплодной унылой ностальгией. Как говорится, фарш невозможно провернуть назад. То, что проиграло и погибло однажды, может вернуться - в своем классическом "антикварном" виде - разве что в качестве зомби под чьим-то управлением.

К тому же в свое время белоэмигрантская среда раскололась надвое - на тех, кто поддержал СССР в его борьбе с Гитлером и на тех, кто пошел с нацистами и Власовым. Власовцы современной формации весьма активно позиционируют себя как чуть ли не единственных истинных русских патриотов. Власовский интернет-журнал "Спутник и Погром" под командой Егора Просвирнина активно пытается представить себя как чуть ли не единственную силу, по-настоящему сражающуюся за Новороссию. Но как власовцы могут искренне бороться против бандеровцев - ведь это по сути одно и тоже, только по разные стороны границы?

Есть и такие, кто открыто причисляет себя к "русским фашистам" или тайно, но вполне всерьез с фашизмом экспериментирует - вроде лукавого интеллектуала Дугина. К этим людям фраза "пчелы против меда" подходит еще лучше. О том, возможен ли вообще "ру
сский" фашизм отлично на мой вкус рассказал Сергей Кургинян в свежем выпуске "Смысла игры".

Так что же делать в наши дни молодому патриоту-одиночке? Так и куковать в диванных войсках, вдали от реального дела? Ни в коем случае! Просто нужно искать союзников и товарищей вдумчиво и сознательно, не поддаваясь на красивые лозунги, призывы и хитрый пиар. Можно  пользоваться несколькими несложными критериями.

Во-первых, стоит смотреть, куда устремлены симпатии и чаяния представителей некоего движения - назад или вперед по лучу истории. Если кто-то мечтает просто вернуть прошлое, считая его утраченным "золотым веком", без всяких изменений и переосмысления, то шансов на победу у таких деятелей нет. Энергию для победы дает только историческая новизна - при этом на лучшее в прошлом вполне можно и нужно опираться.

Во-вторых, нужно убедиться, что любовь к Родине, к своему народу не сопряжена с ненавистью к другим народам - с ксенофобией и расизмом. На ненависти невозможно ничего построить, а вот раскрутить смерч кровавой  смуты и разрушить государство можно запросто.

Ну, и наконец, пожалуй, самый важный и безошибочный критерий - это отношение к великой дате нашей истории - 9 мая 1945 года. Тот, кто не считает нашу победу над фашизмом священной, с тем нельзя идти по одной дороге - это враг, какие бы красивые слова о  патриотизме он не произносил и какие дела ни записывал бы в свой актив.

Время сейчас непростое. Россия снова находится на пороге больших и крайне опасных потрясений. Сейчас абсолютно каждому необходимо быть не только храбрым и полным благородной страсти, но и мудрым.
Previous post Next post
Up