Дети - не картошка!

Apr 03, 2015 18:01

Пожалу
й, никакую из областей российской жизни в последние десятилетия так не трясет и не лихорадит от разнообразных экспериментов, как систему образования. Чем больше падает качество этого самого образования, тем больше "блестящих" идей рождается в головах реформаторов.

Советская система воспитания и образования была основана на равных возможностях для развития каждого ребенка. Каждый маленький житель СССР - кроме тех , кто по состоянию здоровья не был способен справиться с программой средней школы и нуждался в специальном обучении - мог получить одинаково качественные знания. Кто-то справлялся с учебой лучше, кто-то хуже, кто-то был прилежен, а кто-то ленился. Но аттестат каждого, кто смог окончить школу, отличался от аттестатов других выпускников только содержащимися в нем оценками. Система ЕГЭ, при всех своих явных минусах, не поколебала этот главный принцип - этот тест действительно единый, его проходят все.

Но еще во времена "перестройки" начали слышаться голоса против "уравниловки" в образовании. Де, природные склонности у детишек разные, а потому не след мучить гуманитария "лишней" математикой, а будущий Эйнштейн или Лобачевский пусть лучше решает больше задачек, чем пишет сочинения по творчеству Чехова. Экспериментальные проекты множились на глазах. Гимназические классы и гимназии, математические и гуманитарные классы... Но все же до радикального разделения школьных программ дело не дошло, речь шла лишь о более углубленном изучении отдельных предметов.

Но, похоже, в последнее время пресловутая "уравниловка" (она же "проклятое наследие "совка"") совсем уж не на шутку измучила наш "креативный класс". Явно ощущая недостаток элитарности в организме, они начали потихоньку-полегоньку продвигать проекты реформ образования, которые, если реализовать всю россыпь содержащихся в них "креативных" идей, могут привести к формированию в России 21 века новой сословно-кастовой системы.

Внешне "пилотный проект модернизации детства", разработанный Фондом поддержки гражданских инициатив Кудрина для внедрения в Забайкалье, выглядит как дело благое. Что плохого, в самом деле, в "выявлении талантов и способностей детей... с выходом на компетентную профессиональную ориентацию"? Но не все так просто. "Распределение потоков взрослеющей молодежи" предполагает деление детей тна 4 категории - креативный класс, промышленный рабочий, сельскохозяйственный рабочий, обслуживающий персонал. Причем, разделение на эти "потоки" предполагается с детсадовского возраста. Пожелания родителей и самих детей значения не имеют, все решают тесты и заключения "компетентных" специалистов.

Язык документов проекта потрясает. Возникает ощущение, что речь идет не о детях, а о неких болванках. подлежащих сортировке и соответствующей обработке. "Чертежом", по которому будут обрабатывать будущий "человеческий капитал" должен стать ""Эталонный портрет" человека, гражданина и профессионала Забайкалья". на его основе должны выдаваться "конкретные технические задания для участников рынка воспитательных и образовательных услуг".

То есть, речь идет вовсе не о таинстве воспитания и передачи знаний от учителя к ученику, не о глубоко индивидуальном творческом процессе, в который вовлечены и сам ученик, и педагоги, и семья. а о процессе производственно-техническом. Причем, включающем в себя сортировку и отбраковку. Целью не может быть ничто иное как создание "эталонных" винтиков и шестеренок для бездушной машины, которую представляет собой капитализм новой, обесчеловеченной формации, а вовсе не сознательных граждан своей страны. Сознательность подменяется компетентностью - что отнюдь не одно и то же.

Хочется спросить, если те же либеральные деятели, чьи умы порождают подобных чудовищ, клеймили советскую систему воспитания, основанную на гуманизме и гражданственности, за то, что она, якобы, "штамповала винтики", то как видят свою будущую "продукцию" они сами? Кем будут эти люди, предназначенные с раннего детства быть свинарками, слесарями, официантами или щоуменами и приученные не желать ничего иного? О подобных социальных экспериментах написано множество антиутопий, о чем-то таком говорит нацистский ученый-преступник в советском фильме "Мертвый сезон". Велика ли разница, что "счастливых дворников" будут выращивать не с помощью химического воздействия на мозги, а путем тщательного промывания мозгов с раннего детства?

В повести замечательного детского писателя Владислава Крапивина "Всадники со станции Роса" положительный персонаж, журналист, с сарказмом говорит бездарному и подлому директору пионерлагеря (в прошлом - директору овощебазы): "Дети чем-то отличаются от овощей!" Если не остановить новоявленных сторонников либерально-фашистской евгеники, то российских детей скоро будут сортировать именно как картошку или свеклу на овощебазах. Причем, не вручную, а "продвинутым" образом - просеивая через механические сита тестов.

Или вот еще одна замечательная идея, рожденная членом Общественного совета при Минобрнауки, питерским педагогом Сергеем Рукшиным. Он предлагает собирать в элитных учебных заведениях самых лучших педагогов и самых одареных детей. Все объясняется опять же вполне благостно, интересами России, необходимостью подготовки качественных кадров. На деле же это означает качественное образование для избранных - и третьесортную подготовку для всех остальных, ведь в "обычных" школах не останется педагогов высокого класса, которые могли бы делиться своим опытом с коллегами, а также учеников, способных быть примером для одноклассников и помогать отстающим, как это было в советской школе и отчасти сохраняется в современной российской. Результатом может быть лишь разделение выпускников школ на немногочисленную элиту и отупевшую и легко управляемую "серую массу".

Прожекты, подобные вышеописанным, - еще один шажок в направлении "многоэтажного человечества", в котором люди будут поделены на касты, превращены из людей в механистические функции и лишены всякой воли и возможности к освобождению от абсолютного и окончательного порабощения. Необходимо остановить подобную зловещую трансформацию в самом начале.
Previous post Next post
Up