Всем известна ставшая уже затасканным штампом ситуация из голливудских фильмов - зловещая тикающая бомба, пульсирующие на таймере секунды и бледный потный человек, пытающийся угадать, который из разноцветных проводков следует перерезать, чтобы обезвредить адскую машину. Перережешь не тот - мгновенный взрыв.
Нынешняя международная обстановка очень напоминает эти кадры. Разве что остановить таймер приближающейся мировой войны не под силу никому в одиночку - будь он хоть трижды супергероем. Именно прогнозам развития украинского, общеевропейского и общемирового кризиса и способам коллективного выхода их него была посвящена очередная передача из цикла «Список Норкина», вышедшая 8 февраля на канале НТВ. «Мир на пороге войны?» - зловещий ядовито-зеленый заголовок, пробегавший по экрану в студии, задавал тон обсуждению, чем-то напоминая то самое табло с иссякающими секундами.
Участники передачи - основной состав собеседников и люди из зала - разделились на три неравные группы, примерно отражающие разброс мнений о сложившейся ситуации, бытующих в России и в мире.
Первая группа - те, для кого в той или иной степени заложившим бомбу «террористом» является Россия, ей, де, и разряжать ситуацию , благоразумно «сдавая назад», а если она не станет этого делать, то переубедить ее должны Соединенные Штаты, которые единолично решают в мире все, позволяя всем прочим немножко попрыгать на подтанцовках. Логично, что в эту группу вошли сторонник официального Киева политолог Вячеслав Ковтун, американский журналист Эдди Опп, президент американского института в Москве Эдуард Лозанский и телеведущая Ксения Собчак.
В то время как представители США вели себя с привычной снисходительной сдержанностью, украинско-российский дуэт в основном пытался брать горлом, колебался на грани истерики, то и дело переступая эту грань, обвиняя ведущего и оппонентов во лжи и стремлении заткнуть рот. Ксения Собчак, похоже, вообще перепутала студию политического ток-шоу с нетрезвой тусовкой в каком-нибудь ночном клубе, таким развязным - воистину базарным - и недостойным уровня обсуждаемых проблем было ее поведение.
Вторая группа, обвиняя во всем киевские власти и их заокеанских и европейских покровителей, при этом не могла предложить какого-либо решения проблемы. Женщины с Донбасса, представитель ополчения ДНР Евгений Тинянский, военный эксперт Игорь Хохлов, тележурналист Андрей Караулов и немецкий журналист Ульрих Хайден фиксировали факт преступлений киевской хунты и помощи ей со стороны НАТО, в том числе оружием и наемниками. Из их высказываний складывался весьма пессимистический сценарий - даже если мирные соглашения будут подписаны, Порошенко и хунта снова пойдут на нарушение договоренностей, потому что война - единственная надежда хунты на выживание.
Третью группу составили те, кого можно условно назвать оптимистами. Но это очень разные оптимисты. Например, либеральный политик Владимир Рыжков уверен, что прочного мира возможно добиться при помощи диалога между всеми сторонами, что эксперты смогут составить такой вариант договора о децентрализации Украины, который устроит абсолютно всех, и восторжествует разум. Тем более, что финансы Киева в бедственном состоянии.
Его коллега Сергей Станкевич уповал на когда-то «похищенную», а теперь освобождающуюся политическую волю Европы. Журналист Максим Шевченко еще более яростно ратовал за свободу Европы от диктата США и радовался инициативам Меркель и Олланда, видя в них реальный шанс на разрешение конфликта без участия США. О позиции политолога Сергея Кургиняна, лидера движения «Суть времени» следует сказать особо, так как она была, на мой взгляд, наиболее продуманной и структурированной.
По мнению Кургиняна, ситуация действительно предельно серьезна. Активность европейских политиков вызвана тем, что европейские элиты впервые с 1945 года боятся эскалации процесса сильнее, чем диктата США. В то же время особо рассчитывать на прочность договоренностей, даже если даже они будут достигнуты в результате этих усилий, нельзя. Порошенко и давящие на него радикальные националисты-бандеровцы сделают все, чтобы сорвать переговорный процесс. Хунта не пойдет на серьезный договор о децентрализации из-за страха перед дальнейшим расколом Украины, ведь тогда и западные области могут потребовать автономии.
За нарушением очередного перемирия последуют новые активные действия ополчения, которое оформилось в мощную европейскую геополитическую силу и уже не «сольется». Если США начнут поставку оружия хунте, это вызовет еще более мощное противодействие ополчения и тогда НАТО останется только вводить войска - если не напрямую силы НАТО, то войска наиболее радикально настроенных стран, например, Польши.
Выходом для России и всего мира лидер движения «Суть времени» считает решение украинского кризиса по принципу Вьетнамской войны. Если бы СССР грубо, в лоб, ввел в Северный Вьетнам свои войска, ядерная война была бы неизбежна. Но Советский Союз ограничился помощью народно-освободительному движению Вьетнама и оно победило, а США, введшие свои войска, проиграли. Точно так же теперь нужно сделать ставку на народно-освободительное движение Украины.
«Мы утверждаем, что на Украине идет геноцид населения Востока. Мы утверждаем, что на Украине у власти находится неконституционный режим, неконституционность которого прямо говорит о том, что никаких террористов и сепаратистов нет, а есть повстанцы, борющиеся с узурпацией. Если эти три позиции будут существовать, войны мировой не будет, а народно-освободительные силы Востока Украины выиграют».
Что касается Соединенных Штатов, - подчеркнул Кургинян, - то они должны уяснить, что они вовсе не победители в «холодной войне» и никаких разговоров с Россией с точки зрения ее поражения в «холодной войне» быть не может. Главная сила мирового процесса сейчас - не США и не Европа, а народ ДНР и ЛНР, волю которого необходимо признать. Он сейчас держит руку на рычаге мирового процесса, и без него ничего не удастся решить.
«Мы найдем способ без мировой войны защитить суверенитет ДНР и ЛНР» - таким жестким, но оптимистическим заявлением Сергея Кургиняна завершилась дискуссия.
You can watch this video on www.livejournal.com