Сегодня мы поговорим об экранизации книги Сергея Лукьяненко «Черновик». Я вообще фантастику люблю, всегда смотрю ее с охотой, но рецензии пишу не часто. Но здесь случай особый. Во-первых, книга мне в свое время понравилась. Во-вторых, российская кинофантастика последнее время нечасто нас радует фильмами, поэтому я его очень ждал. Поэтому надо было написать.
Как говорилось в одном прекрасном советском фильме, «если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали». Так мы поступим. Начнем с хорошего.
Вся первая половина фильма до момента, как главный герой становится таможенником и попадает в башню, снята просто замечательно. Именно так, как это и было в книге. Небольшие изменения в профессии герой, чуть больше роль уделена его отношениям с девушкой, которые в книге только упоминались, но в остальном все выдержано прямо по первоисточнику и смотрится очень приятно. Захватывающая история человека, которого стирают из реальности, забывают друзья, родные и даже собственная собака. Собственно, фильм стоит смотреть именно до этого момента.
Но вот потом начались фантастические миры и то ли у режиссера, то ли у сценариста на полную силу стартануло воображение и лучше бы этого не было. Потому что в сюжет книги было решено щедрой рукой добавить политических фантазий (не взглядов, а именно фантазий).
Для тех, кто не знаком с книгой, я буду вкратце пояснить, те, кто читал, могут это пропустить.
Первым перед нами открывается мир Кимгим (в книге это было просто название одного из городов в этом мире, а сам мир назывался Вероз, а здесь название всего мира). В романе это мир стимпанка. Причем Лукьяненко очень четко объяснил причину такой любви к паровой технике - в этом мире нет нефти и газа. Однако команде фильма оказалось этого маловато. И Кимгим легким мановением руки превращается в мир победившей Российской Империи. Белокаменный Кремль, дирижабли, фейерверки на льду Москвы-реки, паровая железная дорога, «самый дружелюбный из миров», «балы, красавицы, лакеи, юнкера», снег с рождественской открытки - прямо слышатся аплодисменты монархистов за кадром и, разумеется, в лучших традициях легкое похрустование французских булок.
Но незачет! Показать мир Кимгима теплой дружелюбной имперской сказкой у создателей не получилось. Такого клубка гнусных рож, какой на приеме у Розы Давидовны, еще поискать. Причем это даже не карикатурные белогвардейцы из советских фильмов, где пьют шампанское под куплеты шансоньеток и палят из револьверов в потолок, нет, это просто самый настоящий гадюшник. «Ты не наша, ты чужая, вали отсюда, так будет лучше для тебя, здесь тебе не рады». Дружелюбность аристократии самого дружелюбного из миров просто зашкаливает. Ах да, и, конечно же, лакеи. Как можно показать мир вечной Империи без лакеев!
Кроме того, из фильма вырезана вся линия подполья. Видимо, от повстанцев и бунтовщиков создателей картины воротит, как от запаха навоза. В результате исчезает главная конфликтная линия книги, да и собственно сама идея о том, что никто не может лишать человека его жизни и права выбора. Вместо этого картина превращается в беготню главного героя за девушкой и соперничества с ее новым бойфрендом. Ну да ладно, это, конечно, не самый плохой вариант развития сюжета, но ведь он за собой тянет все остальное. Вместо нападения повстанцев в кабаке героя подстерегает боевой дроид. Зачем? Испытание. Какому идиоту приходит в голову испытывать таможенника при помощи боевого робота? Это же не полицейский, ни военный, ни спецназовец, а таможенник. «Верещагин, уходи с баркаса!» Его боевые навыки это просто приложение. Зачем его испытывать? При этом заодно ранив хозяйку кабака. В книге этому было объяснение, но здесь…
Ну и еще немного в историческую тему. Впечатленный миром Российской Империи («мелькают Арбатом знакомые лица, хмельные цыганки приходят во снах»), герой затевает со своим отцом (на секундочку, историком!) разговор в тему «А вот если бы Ленина придушили в колыбели». Это просто показывает, что либо герой очень плохо слушал в детстве папу-историка, либо его папаша такой вот хреновый историк, что не объяснил сыну вопросы роли личности в истории. И что царя внезапно сверг вовсе не Ленин. Впрочем, давайте оставим эти неудобные исторические вопросы за кадром и перенесемся в следующий мир.
А следующим миром у нас открывается Заповедник. В книге это был тропический мир с морем, солнцем, пальмами, где совершенно нет людей. Такая вот планета - Мальдивы. Или Таити. Кому что нравится. И вроде бы ничего, но здесь на берегу моря присутствует Кремль.
Я вот честно совершенно не могу себе представить ситуацию, что должно произойти с нашей планетой, чтобы у стен Кремля возникло тропическое море, пальмы, кокосовые орехи, пляжи и все прочее, характерное для райских тропических уголков. Глобальное потепление? Изменение наклона земной оси? В фильме это никак не объясняется - ну Кремль и Кремль, ну что ты в самом деле. Смотри и наслаждайся красивым видом (я скромно умолчу, что как раз-таки в Заповеднике очень сильно проявляется хреновая графика, в других эпизодах как-то все попроще).
Дальше возникает комиссия (я не буду ничего писать про Хакамаду - пусть будет, тем более, что ее роль короткая и сыграла она неплохо в этих узких рамках). Но внезапно главному герою надевают поводок. И вот тут опять включается генератор бреда. Зачем надевать на функционалов какие-то непонятные ошейники, причиняющие боль при отдалении от функции и грозящие убить? Контроль? Или это опять, как вяло оправдывался Лукьяненко, плод перенесения 400-страничной книги на экран? Ну вот не надо нам этого - здесь люди ученые, написанием сценариев многие подрабатывали и всем известно, что есть простые решения. В данном случае можно было бы просто удовольствоваться фразой «Функция работает, пока ты рядом - уйдешь далеко, все сломается». Коротко и ясно. Нет, надо добавить поводки, которые устанавливаются по собственному желанию начальства, такой метод поощрения или наказания. Зачем? Зачем? При этом даже тут сценарист ухитрился накосячить - герой высчитывает маршруты по навигатору, но ведь поводок срабатывает при удалению по прямой, а навигатор высчитывает маршруты по улицам, которые далеко не всегда ведут кратчайшим путем. Ну вы что, граждане?
Кроме того, непонятно зачем засунута фильм линия с новым бойфрендом бывшей девушки главного героя, который то ли спецслужбист, то ли просто косит под него. Непонятно зачем к нему приставлен функционал, который говорит, что «вы - моя функция», но при этом выполняет приказы то ли «акушерки», то ли куратора, то ли вообще главного функционального начальства. Возникает какая-то рука пришельца из мира Каньон. Нахрена? Зачем нужна эта рука? Потом следует вообще убойный диалог, что крушение предотвратить невозможно и спасти людей не получается. Что за крушение? Каких людей? Что вообще творится? Вы о чем люди? Это вообще хоть как-нибудь планировалось объяснить?
Ну и мы переходим к самому интересному из миров - Нирване. В книге это мир-сад, с яркими красками, с травой и яблонями, куда ссылают провинившихся перед функционалами. И вот тут фантазия то ли сценариста, то ли режиссера просто закрутилась на полную.
И легким росчерком сценарного пера Нирвана превращается в вечносоветский мир. Причем я бы даже отметил, что взгляды автора застряли на уровне примерно начала 90-х. Везде разруха, все напрочь заросло борщевиком, серое мрачное, жители грязные и одеты как бомжи, весь мир сплошной ГУЛАГ, колбаса за 2 рубля 30 копеек, водка, бодрящие песни и, конечно же, митинги, светлое будущее, все вокруг товарищи и прочий полный набор антисоветчины из старого диссидентского ларца. Ну и где ГУЛАГ, там и Сталин. В его роли выступает таможенник Василиса, которая из симпатичного персонажа в книге, которая помогала герою, превратилась в какую-то бабищу, которая хлещет водку из граненого стакана, у которой нет холодильника и которая командует всем этим лагерем. Вокруг убогие интерьеры, серость, мрак, все разваливается, но зато «радостный труд», «светлое будущее», все ходят строем и так далее. В итоге главный герой забирает свою девушку и сваливает из этого «мира радости и благодати».
Надо отметить, что такой примитивной антисоветской пропаганды я не встречал уже давно. Это настолько шедеврально, что, как выразился мой друг, «если эти против коммунизма, то хочется быть за него». Тот самый случай, когда следовало бы действовать тоньше. Но, видимо, необходимый навык еще не выработан, отсюда и топорность. Ничего, научатся. А пока вернемся к фильму.
Потом внезапно прибегает друг главного героя, который оказывается куратором. В книге друг тщательно шифровался и герой вычислил его лишь по небольшому проколу. Здесь друг решает внезапно прибежать, укоротить таможеннику поводок, высказать пафосные слова и опять убежать. Зачем это было нужно? Это опять перенос 400 страниц на экран? Неужели зритель настолько тупой, что ему нельзя сказать, что есть куратор, пусть он подумает, а потом в конце герой бы догадался?
Ах да, пресловутый поводок рвется абсолютно идиотским образом, когда герой несет девушку на руках, спотыкается, падает, она цепляется за ошейник - упс! А разговоров-то было!.. В книге, разумеется, разрыв поводка вел к разрушению функции. И это было понятно, объяснимо и вопросов не вызывало.
И в итоге герой попадает в Аркан. Тот самый мир, который якобы всем управляет. В книге все было просто и элементарно, это был мир, который отставал от Земли на 35 лет. В итоге его обитатели могли учесть все, что было в нашем мире. И вот здесь сценарист или режиссер (до сих пор не знаю, кто ж так развлекался) решил оттянуться.
Нам сообщают, что проход закрыт из-за того, что запретили коммунистическую партию. Якобы Хрущев в 1954 году возмутился, шарахнул атомной бомбой (кто ж еще мог показать кузькину мать!) и проход закрылся.
Ладно, давайте посчитаем. В книге у нас был 2005 год минус 35 лет = 1980 год. И все развитие мира (лунные города, вертолеты, реактивные ранцы), в принципе, не вызывало отторжения - да, в 80-е годы такое могло быть создано. Но здесь герой попадает в 1941 год. Следовательно, разрыв составляет не 35 лет, а 77 лет. Ну ОК. Но ведь разборка с Хрущевым в 1954 году началась из-за запрета компартии в Аркане. Давайте разберемся, когда это произошло. В книге в 1919 году, но здесь отставание больше. Будем считать. Берем 1954 год, подставляем время отставания (77 лет), получаем 1877 год.
А теперь внимание вопрос - какая коммунистическая партия в 1877 году? ЧТО они запретили? Сценарист хоть посчитать сам пробовал? Или его познания в истории столь же восхитительны, как у главного героя? Осмелюсь утверждать, что да.
А поскольку герой попадает в 1941 год, нам тут же местный гражданин радостно сообщает, что компартию запретили, война не началась, все прекрасно. То есть особо отметим связь запрета компартии и отсутствия войны. Это еще раз намекает, что работавший над сценарием просто бог исторической науки! Настоящий профессионал! При этом они явно с дизайнером фильма работали на разной волне, потому что весь Аркан увешан красными флагами, которые торчат чуть ли не из каждого окна, а на заднем фоне стоит статуя, подозрительно напоминающая Великого Кормчего Мао. Почему Мао? Да потому что вся Москва тут населена в основном китайцами и застроена пагодами и прочей китайской архитектурой. Объяснений этому, разумеется, нет, да и зачем? Вот вам 1941 год, где все хорошо и пристойно - компартию запретили, заключили союз с Китаем, вот вам боевые летающие роботы-матрешки, антигравитационные приблуды в небесах, небоскребы и прочие радости жизни. Откуда это в 1941 году? Тоже из-за запрета компартии в 1877-м? Класс! До такого еще додуматься надо. «Кажется, вы после водки пили портвейн» (с)
И в итоге в конце происходит драка с «акушеркой», башня героя разваливается, прибывает его друг, который куратор и все заканчивается миром-дружбой и совершенно не книжным финалом, когда куратор говорит, что миры исчезают (в книге этого не было, к слову), наш мир тоже под угрозой и надо спасать твою женщину, потому что это ключ к спасению миров. Какая связь между спасением женщины и спасением миров лично я понял слабо, но вероятно это из той же серии, что и запрет компартии в 1877 году. Кстати, почему-то в Аркане появились в итоге китайцы, а не Российская Империя (на этом месте где-то далеко обиженно хрустнули булкой, но это вопрос не ко мне, а к создателям картины). На этом, пожалуй, и завершу обзор.
Как вы, наверно, понимаете, смотреть я совершенно не рекомендую. Если уж хочется, то дождитесь расширенной версии, там вроде четыре часа продолжительность, вдруг там хотя бы будут попытки объяснения этого адского ада, который нам представили.