Продолжение об украинском угле. Начало
здесь Оригинал взят у
mihajlopotapych в
Уголь Украины. Заметки луганского горного инженера - часть 2«Павлоградуголь»
Раз уж затронул Западный Донбасс, «Павлоградуголь», напишу немного и о нем. Уголь добывают там рядовой, газовый, пласты не очень мощные 1,1-1,2 метра. Но в массе угля содержится металл - германий. Сырье для полупроводниковой промышленности. Содержится в таком количестве, что если его извлекать, то производство будет рентабельным. Принадлежит объединение тоже Ахметову, и отсюда он тоже тупо гонит добытое на ГРЭС и на экспорт. А германий при температуре больше девятисот градусов просто испаряется. Не остается его даже в шлаке.
Уголь может служить различным сырьем, не только источником тепла, энергии. Так, заводы для получения кокса ведь неспроста зовутся коксохимами. Продуктов сухой возгонки угля достаточно. Это и каменноугольная смола, и бензол. Весь бензол, кстати, сейчас закупают нефтеперерабатывающие заводы. Знаю, была шахта, недалеко от Луганска. Имела такое ласковое название «Белянка». В последнее время, перед закрытием, добывала всего два вагона угля в сутки. Но эти два вагона угля уходили из шахты под вневедомственной охраной. Куда и для чего шел этот уголь, мне неведомо. Но такой факт имел место. На северо-западе Луганской области у некоторых шахт шламоотстойники имеют радиоактивный фон, намного превышающий чернобыльский. Что входит в состав того угля - никто не скажет. Может, какие-нибудь радиоактивные изотопы. Запасов угля в Донбассе хватит как минимум еще на двести лет. Перед своим свержением Янукович подписал с китайцами соглашение по строительству двух заводов для газификации угля. Один из них должен был быть в Луганской области. Судьба этого контракта туманна. Реализации его может не произойти. Но все равно есть альтернативная перспектива для использования нашего донбасского угля.
До войны в Днепропетровск из Красноармейска, города Донецкой области, можно было попасть по железнодорожной ветке, идущей через станцию Синельниково. Была еще одна ветка, идущая из всемирно известного сейчас города Славянск, через Лозовую в Харьковской области и далее через Павлоград и на Днепропетровск. Когда немцы оккупировали территорию Днепропетровской и Донецкой области, они начали сразу строить железную дорогу из Красноармейска на Павлоград. Дорогу строили пленные красноармейцы и местные жители. За время оккупации они успели закончить эту ветку. По ней, кроме всего прочего, вывозили местный украинский чернозем. После окончания войны и по прошествии десяти лет было принято решение о начале освоения Западного Донбасса. Это сейчас угольное обьединение «Павлоградуголь». Когда началось планирование расположения будущих шахт, выяснилась одна удивительная особенность. Железнодорожная ветка, построенная немцами, идеально вписалась в транспортную инфраструктуру будущих шахт.
***
Я проработал на одной из шахт Западного Донбасса много лет. Сделано было мной и нашими ребятами много полезного для развития шахты. Доводилось работать в разных уголках шахты. Работали мы как-то в одном самом дальнем углу. От места высадки из клети до нашего места работы было больше шести километров. Работали мы там больше двух лет. Каждую смену пешком, два раза, сначала туда, потом обратно. Поначалу очень напрягало, особенно после тяжкой смены. Потом привыкли и уже не обращали на это внимание. И сейчас, будучи на пенсии, я регулярно совершаю пешие прогулки на расстояния, намного превышающие те километры.
Как-то в один «прекрасный» день, (или ночь, в шахте ведь понятий «день-ночь» не существует; там постоянная ночь - вернее не ночь, а абсолютная тьма) к нам пришел один дядька. Не дядька даже, а уже дедушка. Было ему за семьдесят, работал он главным геологом шахты. С самого начала освоения Западного Донбасса. Всю геологическую обстановку он знал наизусть. По оттенкам цвета породы он мог рассказать все, связанное со структурой и возрастом этой породы. Деньги на своей должности он получал не очень большие - должность главного геолога на шахте не очень престижная. Подходящее место для пенсионера. И не деньги для него было главное. Он не мог обходиться без работы, без спуска в шахту. Преодолев такое расстояние, дедушка этот присел отдохнуть, и мы тоже оставили свою работу. Отдохнув, дедушка заговорил и начал рассказывать одну интересную историю.
Но для того, чтобы понять, что я хочу поведать, надо сделать еще одно отступление. Шахты Западного Донбасса расположены в долине реки Самара. Из-за этого там очень близко расположены грунтовые воды. Мало того, сразу под грунтовыми водами находится целый слой плывуна. Плывун - это водно-песчаная эмульсия. Она текучая как вода, но насосом ее откачать невозможно. Поэтому ее стараются изолировать, не дать проникнуть в подземные выработки. Иначе будет катастрофа. Когда начали строить шахты и шахтные стволы, проводили очень дорогостоящие работы. По кругу, диаметром большим, чем диаметр ствола, бурили особые скважины с шагом приблизительно в метр. Перебуривали слой плывуна. В эти скважины опускали длинные U-образные трубы и через них прокачивали жидкий азот, для того чтобы заморозить этот слой плывуна. После заморозки это все разрабатывалось вручную с помощью отбойного молотка. Что такое мерзлый песок и как он долбится, каждый может попробовать зимой, отколов кусочек от кучи мерзлого песка. Потом пройденное пространство крепили чугунными тюбингами, такими чугунными секторами - частями окружности. Из шести-восьми тюбингов получалось кольцо высотой в метр. Кольца скреплялись между собой болтами, сбоку и между ярусом соседних колец прокладывали свинцовые пластины для герметичности. Получалась сплошная герметичная оболочка, не пропускающая плывун. Ствол получался очень дорогим. Тюбинги можно увидеть в метро. Они используются в тоннелях, по которым ездят поезда.
Пример затопления плывуном. Фото не с Донбасса
Выемка угля в Донбассе осуществляется способом погашения отработанного пространства. Что это такое, я попытаюсь объяснить. После прохода добычного комплекса и выемки угля образуется пустое пространство. Его крепят деревянными или металлическими специальными стойками. После отхода лавы на определенное расстояние эти стойки выбиваются и происходит обрушение породы. Делается это для того, чтобы процесс обрушения был управляемый, а не стихийный, и не задавило бы комплекс и людей, работающих там. Технология эта отработана очень хорошо, и ничего сверхопасного в этом нет. Но порода выше отработанного пространства начинает со временем трескаться, разрушаться, проседать. И этот процесс со временем выходит на поверхность. На поверхности от этого может происходить просадка грунта. На шахтах Западного Донбасса в десяти-двадцати метрах выше угольного пласта идет водоносный горизонт. И после каждой посадки лавы происходит растрескивание породы и поступление воды в шахту. Чем больше объем извлеченного угля, тем больше воды поступает в шахту.
Я эти технологические подробности описываю для понимания того, что произошло с шахтами Западного Донбасса. Для понимания их перспективы. Западный Донбасс планировалось вскрывать не очень большими шахтами со сроком службы до тридцати лет. Их там должно было быть больше трех десятков. Обычно шахту рассчитывают на срок службы не меньше пятидесяти лет в связи с очень большими затратами на ее строительство. А тут такой малый срок. Для чего? План по освоению западного Донбасса подрезала перестройка. Из заплнироапнного количества шахт было построено только одиннадцать. Одна из этих шахт уже отработала свое. Остальные шахты не закрывали. Они продолжают работать и уже разрабатывают шахтные поля тех небольших шахт, которые планировалось построить.
Так что же такого интересного нам тогда рассказал старый дедушка-геолог? Дело в том, что под угольными пластами, глубже, расположены запасы урановой руды. И, как всегда в Союзе, было принято очень оригинальное и практичное решение. Шахты эти планировались как шахты двойного назначения. После отработки угля производилась бы реконструкция угольных шахт. Углублялись стволы, нарезались горизонтальные выработки, и шахта превращалась бы в урановую. Но я ведь не зря написал про воду. Сейчас, в связи с отработкой большой площади угольных пластов, происходит поступление в шахты воды в очень большом количестве. А если бы разработка Западного Донбасса шла так, как планировалось, то поступление воды ограничивалось малыми размерами не построенных шахт. Переход к разработке урановой руды из-за этого невозможен. Возможна разработка только путем строительства новых шахт с сопутствующими большими затратами.
Собственником шахт Западного Донбасса является компания Ахметова «ДТЭК». Она не будет заниматься этим однозначно. Их стратегия - хапнуть то, что есть, а потом хоть трава не расти. И будет ли добываться урановая руда в тех местах? Наверно, при нынешних «хозяевах» земли украинской этого не будет никогда. А немцам, видно, было известно, какие ценности лежат в недрах Западного Донбасса. И, что бы ни говорили о них, они планировали свои действия на много лет вперед. Правда эти их планы разбились о суровую действительность и крепкий дух советского народа.
***
Западный Донбасс не заканчивается действующими шахтами. Он не ограничен пределами города Павлограда. Он тянется на запад, вплоть до левого берега Днепра. Новомосковск, Орловщина в Днепропетровской области. Горно-геологические условия такие же, как и в «Павлоградугле». Пласты тоже такие. Преимущество в неглубоком залегании пластов. Ведь «Павлоградуголь» тоже ведь начинался с шахт глубиной чуть более 100 метров. Это сейчас лавы опустились на глубину 500-600 метров. В этом преимущество перспективного месторождения. Недостаток заключается в том, что там находится заповедная зона, сосновые леса, места отдыха жителей. И если будет осваиваться это месторождение, то с большой осторожностью.
Убито полностью угольное обьединение «Стахановуголь». На шахтах остались нормативные запасы в 60-80 миллионов тонн. В конце Союза начали подбираться к этим запасам. Начали строительство новых шахтных стволов. А потом все бросили, стволы законсервировали, некоторые не достроили. Убили это объединение как конкурента. Там был одни из высококачественных сортов коксующегося угля, малосернистого. Ведь в коксовые батареи загружается смесь разных угольных сортов. И кокс нужен разный для разных процессов плавки. Некоторые марки такого угля не заменить дешевым коксующимся углем Кузбасса. Я знаю некоторые места возле Алчевского меткомбината, буквально в прямой видимости, где были уже построены стволы. Можно было строить шахту. Стволы были построены еще в хрущевские времена. Но это все было законсервировано. Стволы глубиной 200 метров, буквально рядом с поверхностью. На этой глубине ствол пересекал три угольных пласта. Один, верхний, мощностью 1,3 м., и далее два по 1,6 м. Мелкое залегание, не очень большие издержки, рядом Алчевский коксохим. Очень выгодная добыча. Но сколько ни было попыток начать строительство там шахты, все они упирались в могущественный запрет. Кто-то держит руку на пульсе, кто-то присмотрел это себе. Рядом, в нескольких километрах, при разведочном бурении обнаружился пласт угля толщиной до 7 метров. Это со слов геологов.
«Стахановуголь», 1989
Сколько еще таких мест имеется на землях Донбасса? Я знаю еще пару - стволы там были построены еще во времена Хрущева и законсервированы. И это только в Луганской области, а в Донецкой?
Карта-схема Донбасса из Большой советской энциклопедии
Интересная особенность - все шахты Донбасса расположены на правом берегу реки Северский Донец. Есть пара, правда, на левом, но это как бы исключение. Но существуют месторождения на левобережье, и о них никто не знает. Например, на севере Луганской области геологи обнаружили новые месторождения энергетических углей - Богдановское, Петровское, Старобельское, - запасы которых превышают 3,5 млрд тонн. Вместе они образуют Северодонбасский угленосный район, который расположен на территории Станично-Луганского, Беловодского и Старобельского районов общей площадью 100 тыс. гектаров. Месторождение уникально тем, что мощность пластов здесь достигает 1,2-3 м., а глубина их залегания - 550-770 м. На действующих шахтах Донецкого бассейна разрабатывают пласты на более глубоких горизонтах - 990-1150 м. Все это позволяет рассматривать новый район Луганской области как перспективный для добычи энергетических углей. В основном это малосернистые и пригодные для сжигания угли (Богдановское месторождение), сернистые и среднесернистые (Петровское), высокосернистые - в северных районах.
Когда я работал в шахтострое, уже было принято решение о начале освоения Богдановского месторождения. Уже наше управление готовилось к работе. Была уже намечена железнодорожная трасса, готовились к прокладке. Но нагрянула перестройка, а затем развал, и это осталось только на бумаге. Организация работы планировалась интересным способом. На промплощадке - только оборудование и механизмы для работы и некоторые подсобные помещения. Вместо административно-бытового комбината - поезд. В этом поезде вагоны - нарядные разных участков, раздевалки, душевые, буфет. Во время движения поезда к месту работы - планерки, раздача заданий, переодевание в спецовку, буфет, кому надо. Прямо с поезда - непосредственно на работу. На обратном пути - душ, раздевалка и буфет. Значительно экономилось время работающих на дороге к строительству. Но, увы, это все осталось только на бумаге. А может, и бумаги той уже не осталось. Уголь из этих месторождений планировалось пускать на переработку. Вот что об этом пишут умные журналы.
Динамика мирового энергопотребления
При переработке угля этих месторождений можно получить более 380 млн т. бензина, 450 млн т. углеводородных газов (метана, этана, пропана и бутана), 100 млн т. серы (или 350 млн т. серной кислоты), 245 млн т. фенолов, свыше 550 млн т. дизельного и почти 440 млн т. котельного топлива. Расчетная выходная цена светлой синтетической нефти, полученной путем гидрирования угля, составляет порядка 100 долларов за тонну, или 15-16 долларов за баррель. Тонна «угольного» бензина при этом обойдется в 150 долларов, то есть 750 грн., или 75 копеек за один литр. Правда, это расчеты 2005 года. Запасов угля на этом месторождении по прогнозам геологов хватит на пятьсот лет.
Эпилог
Вот интересно некоторый народ рассуждает. Все сводит к затратам и прибыли, к шелесту купюр. Конечно, нефть и газ - очень удобные и практичные источники энергии. Их удобно транспортировать. Но почему-то никто не обращает внимания на то, что все современные конфликты, все войны вращаются как раз вокруг месторождений нефти и газа. Вокруг путей их транспортировки. Кто-нибудь слышал о конфликтах вокруг угольных месторождений? Кто-нибудь слышал о конфликтах вокруг путей доставки угля? Почему китайцы до сих пор строят паровозы? Почему Китай является лидером по добыче угля? Добывает столько, что Украина рядом не стояла. Почему тот же Вьетнам, имея месторождения нефти и экспортируя ее, параллельно развивает угольную отрасль?
В последнее время разговоры вокруг истощения запасов нефти и газа примолкли. Но это не значит, что проблемы нет. Запасов нефти едва ли хватит на 30-40 лет. А замолкли затем, чтобы вы тратили свои денежки на нефтепродукты, использовали газ все больше и больше. Чтобы владельцы этих месторождений успели побыстрее захапать свою прибыль. Стоимость заводов по газификации угля и производству из угля топлива завышена. Усовершенствование процессов тормозится. И тормозится на ваши денежки, которые вы платите за нефть и газ, за сверхкомфортную жизнь. Тормозится могущественным нефтяным лобби.
В некоторых государствах уже начали задумываться над этой проблемой. Вот и в Англии есть сильные подвижки по углю. Там начинают восстанавливать собственную добычу угля. А с каким остервенением ее убивала Маргарет Тэтчер! Сколько шахтеров при этом покалечили, сколько в тюрьму посадили. Месторождение газа в Северном море подходит к пределу, цены на газ ползут вверх. Англия уже не то что чувствует, а задыхается от таких цен. А транспортировка нефти? Чтобы гарантировано обезопасить транспортировку нефти, Англии надо иметь соответствующий флот. А сколько денег уходит на содержание флота? И почему все умники затраты на содержание флота не приписывают к затратам на стоимость нефти? А дешевая атомная энергия? И дешева ли она? Ведь никто не представляет, сколько надо потратить на утилизацию отработавших атомных электростанций. А Штаты с их мощнейшим флотом! Ведь флот обеспечивает им доминирование в области нефти и газа. И во сколько им это удовольствие обходится?
Сейчас стоимость самого распространенного газового угля определяется стоимостью добычи на австралийских карьерных месторождениях. Они расположены прямо на берегу океана. Рядом - буквально - расположены погрузочные терминалы. В суда-углевозы уголь загружается конвейерными лентами, идущими из карьера. Морская транспортировка очень дешева. Карьерная разработка тоже дешевле подземной. Поэтому австралийский уголь самый дешевый в мире. И по нему ориентируется ценообразование угля в остальных регионах мира. Но тут тоже начали возникать проблемы. Чем глубже опускается карьер, тем больше возникает проблем. Большая вскрытая площадь, и внизу начинает собираться водичка; ее надо откачивать. Выхлопные газы карьерных самосвалов. Начинает оказывать свое влияние метан. Карьер надо проветривать. И потихоньку цена на этот уголь начинает расти. При таких темпах разработки он тоже подойдет к концу. И когда начнет ощущаться дефицит нефти и газа, тогда все подземные месторождения всех стран станут в равные условия. Начнется война за угольные месторождения. Начнется соревнование: кто быстрей освоит и наладит разработку своих месторождений.
Интересны рассуждения вокруг дотаций украинских шахт. Все сводится к той же формуле - прибыль. Конечно, если собственник шахты один, ему наплевать на рабочих, на жителей шахтерских поселков. А если провести государственный подход? Вот представьте: шахтерский городок на двадцать тысяч жителей. Одна шахта, она убыточна и ей надо доплачивать. На шахте работает, к примеру, 2 тысячи человек. У них семьи. Если брать семью из 3-х человек, то это уже 6 тысяч. Плюс к этим людям торговля, которая тоже работает и платит налоги государству. Плюс обслуживание инфраструктуры и жилого фонда городка: газ, свет и вода; там ведь тоже работают жители этого городка. Плюс пара банков, обслуживающих этот городок. Плюс школы и садики для детей. Плюс автозаправка. Плюс автосервис. И каждый может добавить сюда еще много таких плюсов. Это все приносит доходы и с этого выплачиваются налоги. В городок приезжают автобусы из районного и областного центра - это тоже налоги и рабочие места. И деньги, в основном, оборачиваются - и не единожды - в этом городке. И все это держится на дотациях шахте, которое платит государство. А суммарный налог со всех рабочих, предприятий и фирм там работающих? Может, это все покрывает государственные дотации шахте? А если эту убыточную шахту закрыть? …
Медаль «За восстановление угольных шахт Донбасса»
Я не зря пишу в заглавии «уголь Украины», а не «уголь Донбасса». Хочется надеяться, что здравый смысл в нашем конфликте победит. Что в центре и на западе Украины люди поймут, какого упыря они привели к власти с помощью майдана. Еще не так далеко зашел конфликт, еще не глубока рана между людьми. И если, даст Бог, конфликт удастся притушить, рана эта со временем зарубцуется. Хотя будет очень долго заживать. И когда... И если - именно если - удастся избавиться от тех шакалов, которые рвут на куски угольную отрасль Украины, рвут до смерти - удастся ее восстановить, и она засияет полным сиянием. А перспективы у нее есть.
Я показал, какие есть для этого возможности. Снизить зольность, применять передовые методы строительства горных выработок, передовые методы добычи угля и оснащения для этого лав. Уже многие шахты внедряют такие методы. Уже накоплен некоторый опыт. Надо только желать этого.
Хочется надеяться, что те, кто прочитал мои записи, немного изменит свой взгляд на Донбасс, на тему его убыточности, на его перспективу.
Микула От редакции «Скепсиса»: Этот материал донбасского горного инженера, ныне пенсионера, мы составили по его постам в ЖЖ. Обратившись к автору за разрешением опубликовать текст, ответ мы получили нескоро. Он написал:
«Я живу в прифронтовом городе Луганске, и у нас только сегодня включили электричество. Так что если отвечаю Вам с задержкой, то я не виноват. <…> Цикл этот писался, когда в Украине были одни условия. Сейчас совершенно другие. Я уже являюсь жителем Луганской республики и с Украиной не хочу иметь никаких дел».
Автор окончательно утратил доверие к государству, уничтожившему один из главных источников богатства страны и теперь уничтожающему тружеников, давших стране это цинично разграбленное и затем запущенное ради личных сверхприбылей богатство. Надеемся, что несмотря на
крайне тяжелые условия он продолжит свои записки о жизни в нынешнем Луганске.
Источник