Шпаргалка-методичка взята с
Рабочего Пути Многовато, конечно, "трескучей революционной фразы", но сам разбор темы классовой структуры современного общества неплох и полезен для лучшего понимания окружающего нас общества. Вдумчивое прочтение снимает частые вопросы на тему "а к какому классу относятся креаклы?", "а является ли пролетарием программист?", "а если личный водитель заводовладельца пролетарий, то почему он не за нас, а за хозяина?" и пр.
Предисловие
Сегодня в нашей стране очень много споров, особенно в левой среде, о том, что из себя в нашу современную эпоху представляет класс пролетариев. Утеряв диалектико-материалистические ориентиры некоторые левые (о буржуазных «ученых» мы и не говорим, им по долгу службы не положено заниматься познанием истины) доходят до того, что вообще не видят в современном капиталистическом обществе пролетариат, хотя наличие класса буржуазии при этом не отрицают.
Немалое число таких граждан, нередко именующих себя экспертами и действительно имеющих те или иные научные регалии, подвизаются в коммунистических организациях, ну, или скорее организациях, считающихся в нашем буржуазном обществе коммунистическими.
Да, увы, дожила Россия, трудовой народ которой имеет более чем 70-летний опыт жизни при социализме, и до такого позора, когда коммунистом себя может назвать без зазрения совести любой даже не мелкобуржуазный демократ, а чуть ли не либерал. И все это преспокойно «съедается» нашей левой средой, которая везде и всюду заявляет о своей якобы приверженности социалистическим идеалам.
Причина этих печальных явлений известна. Это все последствия позднесоветского ревизионизма - страшной раковой опухоли, не только уничтожившей коммунистическую партию советского рабочего класса и ставшего важнейшей причиной гибели советского социализма, но еще и разгромившей чуть ли не подчистую международное коммунистическое движение, в результате чего давно прогнивший капиталистический строй все еще имеет возможность существовать на нашей планете.
Но вздыхать и охать тут бесполезно, надо работать и восстанавливать то, что было утеряно. В первую очередь это, конечно, возвращать рабочему классу знания, без которых вперед нельзя будет продвинуться ни на шаг.
Вопрос о классах в капиталистическом обществе вообще, и в первую очередь, о пролетариате, здесь является наиважнейшим. Ибо если революционного класса нет, то о какой социалистической революции может вообще идти речь? А вывод будет именно такой, если признать за истину заявление буржуазных демагогов от науки об отсутствие в современном капиталистическом обществе класса пролетариев. Правда, для недоверчивых у буржуазных идеологов на готове еще один вариант - они обнаружили в нашем современном обществе новый прогрессивный общественный класс - «когнитариат» - слой наиболее образованных служащих и интеллигенции, поскольку, мол, наука ныне стала, как и предсказывал Маркс, важнейшей производительной силой общества, определяющей все его развитие.
Чтобы разобраться во всех буржуазных мифах, в огромном числе распространяемых в нашем обществе пропагандистами буржуазной идеологии, необходимо для начала понять, что такое вообще общественные классы, какова классовая структура капиталистического общества, проследить, как изменялся с течением времени капитализм и как вместе с ним менялись общественные классы и межклассовые слои капиталистического общества, выяснить, что в общественных классах сохранилось от старого капитализма и что нового привнесла с собой его последняя стадия - империализм. Без такого рода исследований заявления об исчезновении одного класса или появлении другого класса будут не более чем фантазией досужего обывателя, которые никакого серьезного интереса не представляют.
Все эти исследования проводились в свое время в СССР, и они со всей наглядностью показали, что никуда пролетариат не исчез, как бы ни хотелось этого мировой буржуазии. Рабочий класс современного капиталистического общества всего лишь несколько изменил свое содержание, впитав в себя те слои и классы капиталистического общества, которые ранее, в эпоху становления капитализма, были относительно самостоятельными.
Потому мы посчитали возможным при подготовке настоящей статьи не «открывать Америки», а в значительной степени воспользоваться тем, что уже было сделано до нас советскими учеными. Тем более, что те явления, которые мы наблюдаем сегодня в капиталистическом мире, зародились еще в середине XX века (речь идет, в первую очередь, о влиянии на классовую структуру капиталистического общества научно-технической революции - НТР) и уже к концу 80-х гг. проявили себя достаточно ярко, что было замечено и проанализировано советскими исследователями.
То, что мы видим сегодня в нашем обществе, есть, по сути, завершение тех процессов, начало которым было положено более чем полвека назад. Вот с XX века, со времени перехода капитализма в свою заключительную стадию - стадию империализма, нам и следует начать, поскольку, не понимая глубинных корней наблюдаемых ныне явлений, не рассматривая классовую структуру капиталистического общества в динамике, мы не сумеем до конца понять те явления и события, которые имеют место теперь.
Но сначала немного теории, чтобы понять, что есть классы, чем они характеризуются при капитализме и какие слои и прослойки в них существуют.
Главный элемент классовой структуры капитализма
Классовая структура в капиталистических странах выражает систему социальных групп капиталистического общества, основанием существования которых служат капиталистические производственные отношения, капиталистический способ производства. Она есть социальный образ капиталистического бытия.
Но выявить классовую структуру конкретного капиталистического общества непросто. Дело в том, что в реально существующих капиталистических странах капиталистический способ производства и капиталистические производственные отношения не являются, как правило, единственно существующими видами и формами производственных отношений, единственного способа производства. В реальных капиталистических странах наряду с господствующими капиталистическими существуют также иные, «некапиталистические» формы производственных отношений.
«Здесь, - писал К. Маркс,- перед нами выступает одна особенность, характерная для такого общества, в котором определенный способ производства является преобладающим, хотя еще не все производственные отношения данного общества подчинены этому способу производства».
Отсюда классовая структура исследуемого общества выступает не как «чистая» структура одного капиталистического способа производства, а как такая система, в которой наряду с элементами «чисто-капиталистической» классовой структуры наличествуют и элементы классовой структуры, выросшие на «некапиталистических» производственных отношениях (например, феодальных).
Тот факт, что в конкретном обществе наряду с преобладающим способом производства существуют и иные производственные отношения вполне понятен, ибо это реальное общество выросло из предшествовавшего ему общественного организма, в котором господствовал иной способ производства.
Но вопрос о соотношении «чистых» и «нечистых» («системных» и «несистемных») элементов в классовой структуре капитализма не так прост и не решается формально, по принципу: система той или иной формации состоит из элементов двух уровней - системного (обязательного) и несистемного (необязательного). Известно, например, что в США капитализм возник на чистой от феодализма почве, а следовательно, там классовая структура капиталистического общества наименее «засорена» несистемными элементами. Да и диалектика развития капиталистических стран, выросших из феодализма, такова, что по мере развития и укрепления капитализма социальная структура в них изменяется, приближаясь к «чисто капиталистической».
Нередко весьма сложно четко разграничить «чистые» и «нечистые», системные и несистемные элементы в классовой структуре капиталистического общества, ибо господствующий в нем способ производства накладывает свой капиталистический облик на все иные производственные отношения, преобразует, модифицирует их по своему образу и подобию.
«Так, в феодальном обществе,- писал К. Маркс,- приобрели феодальный облик даже и такие отношения, которые весьма далеки от существа феодализма… Например, феодальный облик приобрели чисто-денежные отношения, где дело идет вовсе не о взаимных личных услугах сюзерена и вассала…».
Точно так же обстоит дело при капиталистическом способе производства. «Тот определенный общественный характер, который средства производства, выражая определенное производственное отношение, приобретают при капиталистическом производстве, в такой мере сросся с материальным бытием этих средств производства как таковых, а в представлении буржуазного общества в такой степени неотделим от этого материального бытия, что указанный общественный характер (выражаемый как определенная категория) приписывается даже таким отношениям, которые прямо противоречат ему».
Только глубокое понимание природы господствующих производственных отношений, существа общественного характера средств производства дает возможность выделить чисто капиталистические отношения и соответствующую им классовую структуру и отграничить от них иные производственные отношения и несистемные элементы классовой структуры. На это совершенно неспособны буржуазные социологи, для которых все существующее при капитализме материальное бытие и его социальное воплощение представляются совокупностью равнозначных частей - без выделения решающих, исконных, основных и второстепенных, остаточных и «чужих» элементов.
Марксизм выделяет коренную черту капиталистического способа производства, капиталистических производственных отношений, заложенное в них основное движущее противоречие и на основе этого указывает на самое существенное и самое главное, постоянное и непреходящее в классовой структуре капитализма.
В «Экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс так охарактеризовал «развитую до степени противоречия» противоположность в отношении к средствам производства, которая определяет все существо социальной структуры капиталистического общества: «…Противоположность между отсутствием собственности и собственностью является еще безразличной противоположностью; она еще не берется в ее деятельном соотношении, в ее внутреннем взаимоотношении и еще не мыслится как противоречие, пока ее не понимают как противоположность между трудом и капиталом… Но труд, субъективная сущность частной собственности, как нечто исключающее собственность, и капитал, объективированный труд, как нечто исключающее труд,- такова частная собственность как развитая до степени противоречия форма указанной противоположности, а потому как энергичная, напряженная форма, побуждающая к разрешению этого противоречия».
Итак, с одной стороны - капитал, владение средствами производства, созданными чужим трудом, и исключающее собственный труд капиталистов. С другой стороны, труд работников на средствах производства, полностью исключающий собственность трудящихся на эти средства производства.«Разъединение выступает в нынешнем обществе как нормальное отношение… Здесь совершенно разительно обнаруживается тот факт, что капиталист как таковой есть лишь функция капитала, а рабочий - функция рабочей силы».
Таковы два коренных противоположных отношения к средствам производства, первое из которых ведет к образованию в капиталистическом обществе класса капиталистов, или буржуазии, а второе - к выделению в нем рабочего класса, или пролетариата.
Это существеннейшая черта классовой структуры капиталистического общества, вырастающая именно из капиталистического способа производства, а потому это - главный чисто капиталистический, системный элемент классовой структуры капитализма. Без него классовая структура капиталистического общества не может быть понята. Именно поэтому вся буржуазная социологическая мысль с завидной последовательностью «единодушно» отвергает этот существеннейший, основополагающий элемент социальной структуры капиталистического общества.
Буржуазия, пролетариат, земельные собственники
Суть, ядро классовой структуры капиталистического общества К. Маркс и Ф. Энгельс выразили в «Манифесте Коммунистической партии» всего двумя словами: «Буржуа и пролетарии»: «Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат».
Подчеркивая непреходящее, первостепенное значение этого положения, В. И. Ленин писал, что «весь «Капитал» Маркса посвящен выяснению той истины, что основными силами капиталистического общества являются и могут являться только буржуазия и пролетариат:
- буржуазия как строитель этого капиталистического общества, как его руководитель, как его двигатель,
- пролетариат как его могильщик, как единственная сила, способная сменить его».
Итак, один полюс модели классовой структуры капиталистического общества (являющийся результатом самого существа капиталистического способа производства) - капитал, буржуазия; другой полюс - труд, пролетариат, наемный рабочий.
Что представляет собой каждый из этих двух полюсов, каждый из двух основных, центральных классов капиталистического общества?
Как писал Ф. Энгельс, «под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд». Употребление наемного труда, за счет эксплуатации которого живут владельцы средств производства,- главное в понимании сущности буржуазии.
В. И. Ленин по этому поводу писал: «Каков главный признак капитализма? - Употребление наемного труда».
Относительно рабочего класса Ф. Энгельс писал: «Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу».
Эту существеннейшую черту рабочего класса К. Маркс еще более конкретизировал. Капиталу прямо противостоит такой труд, который, с одной стороны, исключает собственность на средства производства, на капитал, а с другой стороны - сам непосредственно создает этот капитал, прибавочную стоимость, этот «объективированный труд». Пролетарий, рабочий есть непосредственный производитель капиталистической прибавочной стоимости. По словам К. Маркса, «под «пролетарием» в экономическом смысле следует понимать исключительно наемного рабочего, который производит и увеличивает «капитал» и выбрасывается на улицу, как только он становится излишним для потребностей возрастания стоимости «господина капитала»…».
Следовательно, рабочий класс в условиях капитализма есть класс современных наемных рабочих, лишенных собственных средств производства, продающих капиталистам свою рабочую силу и непосредственно производящих для них прибавочную стоимость, капитал.
Следует остановиться на высказываниях К. Маркса в «Капитале» о том, что капиталистическое общество делится не на два, как мы выше говорили, а на три большие основные класса. Этот момент требует разъяснения.
В самом начале главы «Классы» К. Маркс писал: «Собственники одной только рабочей силы, собственники капитала и земельные собственники, соответственными источниками доходов которых является заработная плата, прибыль и земельная рента, следовательно, наемные рабочие, капиталисты и земельные собственники образуют три больших класса современного общества, покоящегося на капиталистическом способе производства». Еще ранее К. Маркс отмечал: «…Мы имеем здесь перед собой все три класса, которые в совокупности и в отношении друг к другу составляют остов современного общества: наемный рабочий, промышленный капиталист, земельный собственник». И еще в одном месте по той же теме: «Капитал - прибыль (предпринимательский доход плюс процент), земля - земельная рента, труд - заработная плата: вот триединая формула, которая охватывает все тайны общественного процесса производства».
Так какая - двуединая или триединая формула классовой структуры капитализма раскрывает все тайны капиталистического способа производства?
Сам К. Маркс четко намечает ответ на этот вопрос: это двуединая формула для развитой классовой структуры капитализма, и триединая для той, которая реально выросла в большинстве стран из предшествующего феодального общества.
Нельзя забывать, что обычно18 экономическая структура капиталистического общества выросла из экономической структуры феодального общества.(Хотя капитализм иногда складывается и на чистой от феодализма почве, как это имело место в США.) Поэтому соответствующая капитализму форма земельной собственности создается им самим посредством подчинения феодального земледелия капиталу. Поэтому-то К. Маркс везде и говорит, что это «есть специфически историческая форма ее, превращенная воздействием капитала и капиталистического способа производства форма либо феодальной земельной собственности, либо мелкокрестьянского земледелия…».
Но в том-то и дело, что на первых порах своего превращения бывшая земельная собственность не сразу становится (по крайней мере, во всем своем объеме) полностью и чисто капиталистической собственностью, т. е. такой, когда ее владелец нанимает рабочую силу и посредством ее применения создает прибавочную стоимость, капитал. На первых порах эта превращенная капиталистическая земельная собственность такова, что она действительно служит источником капиталистической эксплуатации, но эксплуатации, осуществляемой не непосредственно самим землевладельцем (который большей частью еще и не способен на это, не накопил соответствующего опыта), а капиталистическим арендатором земли, капиталистическим фермером, уплачивающим ренту владельцу земли.
По всем этим причинам класс земельных собственников хотя и является классом, подчиненным капиталистическому способу производства, превращенным и видоизмененным им, но в то же время он существенно отличается от класса собственно капиталистов. По словам К. Маркса, рента представляет«всего лишь часть прибыли, выделенную из прибыли и достающуюся классу, отличному от класса капиталистов».
Следовательно, нет ничего непоследовательного в том, что, характеризуя капитализм, К. Маркс называет в одних случаях два основных, а в других - три больших класса, покоящихся на капиталистическом способе производства. Это диалектика. К. Маркс четко поясняет, что наряду с классом капиталистов и классом наемных рабочих класс земельных собственников является большим классом капиталистического общества, но, в отличие от первых двух,- исторически преходящим, переходным для самого капитализма классом.
При условии существования земельной собственности «капитал вынужден оставлять земельному собственнику избыток стоимости над ценой издержек… Это различие - историческое; оно, стало быть, может исчезнуть». Этот исторический факт «свойствен известной ступени развития земледелия, а на более высокой ступени может исчезнуть».
Класс земельных собственников существует лишь на известной, определенной, т. е. начальной, менее развитой, ступени капиталистического общества (а иногда эта ступень вообще может отсутствовать в исторической практике развития отдельной страны, как это имело место в США). Со временем, на более развитой ступени, этот класс при капитализме обуржуазивается и исчезает.
Поэтому класс земельных собственников не входит в ту «чистую» модель классовой структуры капитализма, которая вытекает и порождается самим капиталистическим способом производства. Но он входит - и только на начальных и средних ступенях развития - в ту реальную классовую структуру капиталистического общества, которая вырастает исторически из предшествовавшего ему феодального общества.
Разграничение между «чистыми» и реально существующими, между системными и несистемными элементами классовой структуры позволяет увидеть главное - тенденцию, закономерность ее развития и изменения в условиях капиталистического общества.
По своему внутреннему составу буржуазия и пролетариат также содержат системные (обязательные) и несистемные (необязательные) элементы, что также важно учитывать при изучении классовой структуры капитализма.
Продолжение
следует.