Master and commander

Oct 13, 2015 19:10

Оригинал взят у george_rooke в Master and commander
Столь полюбившееся всем английское выражение из "Хозяина Морей" имеет свою историю и свою трансформацию.
Изначально master and commander было промежуточной должностью между лейтенантом и кэптеном. То есть это был лейтенант, командовавший внеранговым судном (до 1747 года - судном 6 ранга и ниже) и исполнявший в одном лице обязанности штурмана (master) и командира (commander). Вернее даже не так - считалось, что этим корабликам штурман не нужен, слишком жирно. Поэтому командир и штурман был единым в двух лицах.

К 1770-м сформировалась следующая традиция. Лейтенант, претендующий на роль кэптена, обязательно должен был несколько лет отслужить в качестве master and commander, то есть командовать чем-нибудь, хоть блокшивом в порту.

Кроме того, хотя master and commander и был лейтенантской должностью, но, скажем, пойти с нее на должность старшего помощника или второго лейтенанта на фрегат или корабль не могли. Все по-английски - если ты уже командир, так командуй! Ну или сиди на берегу на половинном жаловании, если нечем командовать. Подчинение - это шаг вниз.

Известен анекдотический случай. В 1793 году Эдвард Пелью получает командование над фрегатом "Нимфе". Набор экипажа идет с большим трудом, не хватает не только матросов, но и офицеров. В это время на берегу на половинном жаловании сидит его брат Израэль Пелью, как раз лейтенант, master and commander, в прошлой войне командовавший шлюпом. Эдвард предлагает брату пойти к нему на фрегат - Израэль и рад бы, но не может. Ведь должность даже первого лейтенанта - это шаг вниз. В конце концов Израель все-таки пошел на фрегат, но в качестве вольноопределяющегося, командуя кормовым артиллерийским расчетом. Как только "Нимфе" захватил французский 32-пушечный фрегат "Клеопатра" - Израэль сразу же назначается master and commander на призе, и по приходу в Портсмут сразу же становится кэптеном, утверждается в этом звании королем.

Ну в 1794 году произошло следующее. Из словосочетания master and commander убрали слово master, и появился чин - коммандер, соответствующий майору на суше. То есть коммандер - это командир внерангового судна.
Но к 1812-му появилась проблема. В составе Роял Неви было всего 168 шлюпов, корветов и т.д., а количество коммандеров перевалило за 500. Многие, проплавав всего одну кампанию, сидели на берегу на половинном жаловании. С другой стороны на ЛК и фрегатах наблюдался большой некомплект старших лейтенантов. Появилась мысль - а почему бы коммандерам не предложить побыть старпомами? Но эта мера натолкнулась на глухое недовольство коммандеров, которые рассматривали подобные назначения как понижение в чине. Как я уже говорил - раз командир - то должен хоть чем то командовать, хоть лайбой, хоть лодкой, а не быть в подчинении. И лишь в 1827-м Адмиралтейство смогло сломать традицию, и коммандеры пошли на должности старших офицеров.

история, флот, интересно

Previous post Next post
Up