Год выпуска: 1928
Страна: Мексика, Франция
Жанр: сюрреализм
Продолжительность: 0:17
Перевод: Отсутствует
Режиссер: Луис Бунюэль
В ролях: Сальвадор Дали, Пьер Батчефф, Симон Марио
Фильм «Андалузский пес» снят в 1928 году, когда его создатели - Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, были еще «новичками» в искусстве. Замысел фильма возник из встречи двух сновидений. В одном из них, авторства Бунюэля, луну перерезает тонкое облачко. В другом - Сальвадора Дали - рука, оторванная, продырявленная и облепленная муравьями, лежит на земле. На первый взгляд, эта "встреча" может показаться смешной и глупой. Ну, как из-за каких-то навороченных и непонятных снов появится фильм? - спросите вы.
Попробуем разобраться. Во Франции в 1924 году А. Бретоном написан «Манифест сюрреализма». И тогда же, в те же годы потихоньку начало развиваться новое, еще никому не понятное направление в искусстве, в переводе с французского «высший реализм».
«…Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на ассоциативных формах, до сих пор оставшихся без внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли. Он стремится разрушить другие психологические механизмы и занять их место для решения жизненных важнейших проблем…» (А. Бретон «Манифест сюрреализма»). Два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений. В сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия.
Автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно выразить сновидения с помощью слов или зрительных образов.
Очень многие критиковали произведения, созданные под влиянием сюрреализма, так как они строились на предельном обострении алогичности, парадоксии, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. И до сих пор при просмотре фильма «Андалузский пес» нам мерзко это разрезание глаза, муравьи на оторванной руке, безглазые люди, закопанные в песок, и многое другое.
Кто-то просто посмеется, считая все это абсолютным бредом. Но самое важное увидеть через странную форму суть, идею, крик автора. Попробую…
Титр: «Весной…». Бескрайняя пустыня. Под палящими лучами солнца по грудь закопаны в песок мужчина и женщина. Они слепы и облеплены роем насекомых. Движения нет вообще. В кадре - статика, и ни малейшего поворота. Это очень удивляет, так как фильм очень динамичен. Нет никакой игры актеров. Композиция кадра - квадратная и центровая (фигуры помещены в центр кадра). Ракурс съемки прямой, без какого-либо наклона.
Это означает только одно - смерть. Небытие. Пустота. Мизансцена такова: кадр почти пополам делят два пространства - небо и песок (пустыня). А в центре кадра находятся мужчина и женщина. Верхняя часть их тел - в «небе», а нижняя часть - в песке. Эти "трупы" находятся и в одном и в другом пространстве. «Небо» как образ видимого, сознательного, если перевести на психологический язык. И «песок» - невидимое, бессознательное (и, кстати, никто не знает точно, что скрывает «песок», - можно лишь предполагать).
Итак, человек расположен в сознательном и бессознательном одновременно. Так же мы можем сказать, что небо и пустыня представляют вечное - что было и будет всегда. Значит, наши мертвые герои находятся в вечном.
Смущает только одно - титр перед этим кадром - «Весной…». Весна - жизнь, но, как мы уже доказали, наши герои мертвы. Так может, они мертвы не в буквальном смысле, может, мертвы их души?
Попытаюсь это доказать совпадением-перекличкой с первым кадром фильма. Там разрезают глаз, а в последнем кадре герои уже слепы. В начале с помощью монтажа и двух одинаково круговых композиций, сравнивается луна и человеческий глаз. Самое главное свойство глаза - видеть. Глаз видит и узнает вещи, и они становятся осознанными. Иногда же он видит, но не может узнать, и это есть бессознательное. Тайное, что внутри нас - воспоминания, иллюзии, сны. Глаз - проводник к душе человека и проводник в реальный мир. Исходя из ассоциативного сравнения глаза и луны, автор говорит нам, что луна это такой же проводник, только всеобщий.
В последнем кадре у героев нет глаз, нет проводников. Даже вместо луны теперь солнце. Так что ж, получается, смерть в том, что ничего не может попасть в их души, проводника нет… В Андалусии, когда умирает человек, воет пес, для того чтобы оповестить весь город. И поэтому, наверное, Бунюэль дал такое странное название фильму. Можно точно ответить, по кому воет пес, кто умер. Умерли эти люди, у которых нет прохода в душу. Живет их плоть, бренное тело. А это страшно. Хотя, постойте! Ведь не зря автор задает в фильме измерение вечности и «всеобщий глаз». Значит, умерла не та парочка, умерли мы…
По нам воет андалузский пес?
А выход… Выход, о котором намекает нам автор, - увидеть!!! Увидеть не только видимое, но и скрытое, тайное, невидимое….
автор: Ольга Прокопова
источник: mifs.ru
29 марта 2003
Скачать part 1Скачать part 2Скачать part 3 "Моя подруга любит нежность легких разрезов скальпеля на выпуклости зрачка..." (Сальвадор Дали)
"Бунюэль сам рассказывал мне, что этот эпизод придумал Дали, которому он был непосредственно подсказан подлинным видением узкого и длинного облака, прорезающего лунный диск." (Жорж Батай)
"Глаз, разрезаемый бритвой стал своеобразным порталом к тому неизведанному,что открывал собой кинематограф...(Кирилл Разлогов для программы Глаз Бунюэля")
"На свете осталось не так уж много зрелищ, невыносимых человеческому глазу- зрелище, придуманное Бунюэлем-Дали, из таких...В ужасе мы закрываем собственные глаза и оказываемся в темноте:слепыми, как и исполосованный по прихоти Бунюэля-Дали, кинематографический глаз...У кинематографиста особое видение. В этом - его вера в себя,как в сверхчеловека. Ведь он может диктовать зрителю взгляд на реальность. Зритель-слепец видит глазами кинематографиста..
Одновременно со съёмками "Андалузского пса" в самом конце 20-х годов в Советской России - тогда казалось на другом конце света - Дзига Вертов, снимал своего знаменитого "Человека с киноаппаратом" (1929), где предложил образ камеры-глаза, камеры-ока, образ, который по-своему наложил отпечаток на всю культуру ХХ века." (Кирилл Разлогов для программы "Глаз Бунюэля")