Обратил внимание, что люди, как правило неверующие, выносят политически мотивированные суждения о том, что их враги сгорят в аду.
Например, на смерть Александра Маслякова со стороны проукраинцев можно было слышать немало пожеланий о мучениях в геене огненной.
Но и с другой стороны происходит так, что патриотически настроенные граждане легко выносят окончательное суждение о тех, кто, по их мнению, заслуживает жестокой посмертной участи.
А как же обстоит дело на самом деле? Кто пойдет в ад?
Есть поверхностные люди, которые выносят поверхностные суждения. А есть глубина. Давайте приведу пример. Когда-то один человек, которого я считаю глубоким психологом, произнес примерно следующее:
Можно ставить какие угодно эксперименты со способами исследования своей глубины. Идти в любую сторону, куда тебя тянет интуиция. Использовать любые техники психологии, или духовные практики, - все что угодно. Но нужно помнить и об опасностях. Иногда у людей на этом поприще съезжает крыша. Это достоверный факт. Так вот, есть один критерий, с помощью которого можно отслеживать свое развитие и не заблудиться. Если у тебя не вызывает сомнений заповедь «Не суди!», то ты на правильном пути. Если же ты, будучи честным с самим собой (про тех, кто не привык быть максимально честным с самим собой сейчас даже и речи не идет), предполагаешь, что ты стал лучше кого-либо, то ты находишься в заблуждении.
«Не суди» понимается как невозможность быть уверенным в том, что один человек может быть вообще лучше другого. Или хуже другого. Не потому что мы одинаковые и равные. А из-за того, что мы не знаем жизни другого человека. Не пожив в его коже, мы не можем в полной мере оценивать человека.
И уж тем более мы не можем оценивать качество человека перед лицом Вечности. Да, знаменитая заповедь «Не суди» относится именно к Вечности.
При этом мы вполне можем использовать свои оценки и сравнения в рамках этого мира. Есть толстые и некрасивые. Есть полезные обществу и нет. А есть, допустим, люди, не вызывающие сексуального желания. Да и вообще есть такие, которые вызывают уныние от того, что жизнь человека может сложиться так фигово. Но мы не можем знать, насколько хороши или плохи толстые и некрасивые люди перед лицом Вечности. И насколько их существование имеет смысл по сравнению со смыслом нашего существования.
Есть более законопослушные граждане. Их нужно поощрять за нормальное поведение, а преступников нужно угнетать и принуждать к соблюдению норм. Мы можем осуждать их не только морально, но и принуждать к лишению свободы. Но, опять же, мы не знаем, насколько они окажутся в ином мире ценными или нет.
Есть люди с разной степенью красоты, богатства, здоровья, успешности, приятности лично в наших глазах. Мы не можем не использовать субъективные оценки. Мы часто делаем попытки создать объективные шкалы оценок, или регулировать взаимодействие принятыми в обществе механизмами. Для этого мы используем в повседневной жизни множество вариантов судов, суждений, оценок и рейтингов.
Но, используя подобные суждения для ориентации в этом мире, мы не можем знать, насколько жизнь того или иного человека окажется полезной в понятиях иного мира.
Данный совет перекликается с опытом подвижников христианства, которые имеют авторитет даже в рамках светской глубинной психологии. Подвижники христианства утверждают, что при жизни нам невозможно знать ответ на этот очень болезненный и животрепещущий вопрос.
Но некоторые вещи известны.
На ценность человека в рамках того мира не повлияет уровень твоего материального достатка и благополучия. А так же награды, слава и чины.
На это не повлияет твоя образованность или необразованность. И умение красиво излагать свои мысли.
На это не повлияет участие или неучастие твое в религиозных организациях. И твой авторитет, который ты заработал в религиозной среде. Да и в любой среде.
На это не повлияет наличие или отсутствие у тебя детей, семьи. Да и вообще, неважно, состоял ли ты в отношениях, каких именно, как долго и приятно ли было с тобой в постели.
Естественно, ТАМ будут не важны ни национальность, ни патриотизм, ни членство в партиях.
Не имеет значение состояние твоего здоровья, в том числе и психического.
Не имеет значение наличие и тяжесть твоих психологических проблем.
Не важно, насколько повреждена твоя сексуальность и насколько она отягощена элементами искажений и извращений.
Вообще никакое измеряемое нами качество не может достоверно ответить на вопрос о том, лучше или хуже будет выглядеть человек на том суде. Важно будет лишь одно: насколько ты научился любить. Но парадокс заключается в том, что у тебя не получится оценить свой уровень умения любить. Парадокс в том, что адекватно оценить это ты сможешь лишь по завершении своей жизни. Поэтому человеку невозможно знать, лучше он или хуже, чем вот тот другой человек. Любые подобные рассуждения являются ошибочными.
Как часто можно слышать ошибочные рассуждения в таком ключе: «Наверное, эти пидарасы сгорят в аду! Ведь невозможно, чтобы в этих пидарасах было что-то хорошее! Они же конченые мерзавцы!» (Ну или помягче: гнилые уроды)
Человека всегда очень волнует вопрос: «Лучше я или хуже, чем вот тот вот конкретный человек». А точнее, некоторые люди абсолютно уверены, что они лучше. Сейчас речь идет о той итоговой оценке, которую каждый увидит о себе в мире ином, по завершении жизни в этом мире. Всем нам интересно знать, на каком месте «шкалы хорошести» среди всех людей я нахожусь. Большинство думают, что где-то выше среднего. И все мы пытаемся понять для себя критерии, по которым можно ориентироваться в данных оценках. Нам важно знать о том, как следует поступать, чтобы оказаться на хорошем уровне. Мы все равно будем пытаться это понять.
Так вот, хороший совет и заключается в том, что при всех твоих попытках понять критерии того самого суда, ты должен понимать, что этот вопрос остается одним из
неотвеченных вопросов (другое важное понятие в глубинной психологии, см. по ссылке).
Поэтому ты не можешь с уверенностью считать себя лучше кого-либо. Ты даже не можешь быть уверен, что ты лучше, чем человек, преступивший все мыслимые правила и нормы. Потому что ты не можешь дать оценку главному признаку, по которому будет оцениваться качество прожитой жизни.
И поэтому следует проверять себя. Если ты начал считать себя лучше кого-либо, пусть даже самого ужасного злодея, то ты ошибаешься. За этим твоим мнением стоит та или иная иллюзия. Уверенность в своей «лучшести» - это индикатор прелести, самообмана.
Среди современных вдумчивых людей уже есть понимание, что мы не знаем всех обстоятельств жизни конкретного человека и мало что знаем про ту войну, которую он ведет внутри себя.
Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей. Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы
Поэтому вопрос о том, спасется или нет вот тот конкретный человек, не нам решать. И считается, что выносить свои суждения об этом очень неполезно. А вот иногда ставить себя чуть ниже (в контексте поста) - считается очень даже полезным для психологического здоровья.
Мы можем смотреть на любого человека со своей точки зрения, выносить субъективные оценки его качеств, его поведения и имеем право испытывать по отношению к нему любые чувства. Желательно молча, конечно. Мы можем совершенно искренне испытывать любые негативные чувства по отношению к любым людям. Это разрешение себе на любые чувства очень важно для психологического здоровья и полноценного развития человека.
Кстати говоря, разрешение себе любых чувство обязательно включает в себя понимание субъективности своих чувств, обусловленности индивидуальными особенностями того, кто испытывает чувства. С чувствами важно понимать их природу и особенности, иначе не получится проживать любые свои чувства. Желающие могут ознакомиться с текстом
Устранение проблем с любыми чувствами. Правила обращения с ними.
Мы не можем оценить саму суть другого человека, и даже не можем оценить свою собственную суть. В этом и есть заповедь «не осуди». В разных религиях есть аналогичная заповедь и отличаются лишь детали). Религиозная заповедь «не осуди» позволяет достигнуть примерно того же, что считается очень (и очень) важным в современной глубинной психологии.
Единственное, чем можно измерить качество человека (и что повлияет на качество жизни в мире ином) - это степень любви. Но проблема в том, что нередко за любовь мы принимаем нечто очень далекое от нее. И если всерьез задуматься, то мы не можем измерить уровень любви в человеке.
То же самое было дано людям в древних религиозных установках. Мы не знаем, каким окажется высший Суд по отношению к тому или иному человеку. Будет ли он выглядеть там лучше или хуже кого-либо другого. Лучше или хуже меня лично. Ни про одного человека мы не можем этого знать. Мы можем как угодно любить, или ненавидеть человека, но при этом важно понимать, что наши чувства не являются объективными с точки зрения того Суда. И всегда остается вероятность, что мнение Суда будет отличаться от нашего. Поэтому, мудрецы от религии на всякий случай рекомендовали допускать вероятность того, что данный человек окажется на Суде выше нас.
В своих лучших проявлениях, глубинная психология перекликается с правильно понятыми религиозными истинами.
А в этом блоге иногда публикуется глубинная психология. Если вы читаете данный пост, придя в него из поисковика, или еще по каким-то причинам до сих пор не подписаны на новые записи, то сейчас самое время добавить этот блог в свою ленту.