Эпиграф: «Что делать с ощущением, будто бы Солнце поднимается и опускается словно усталая шлюха?»
- Почему вы с ней расстались?
- Она сказала, что у неё иссяк запал..
- Что у неё запало?
- Иссяк.
- А что это такое?
- Я и сам не понял...
На психологических сайтах есть некоторая сезонность тем размещаемых статей. Статьи на сайтах отображают то, что происходит в головах самих психологов, являющихся неким срезом общества. Мучаются бедняжки-психологи от эмоционального истощения. В конце зимы и начале осени значительно чаще появляются статьи об эмоциональном выгорании, состоянии апатии и неудовлетворенности от той деятельности, которая раньше происходила с энтузиазмом.
В начале осени общество охватывает примерно такое состояние, воспетое еще поэтом. Неважно, каким именно поэтом. Даже одно понимание того, что волна депрессивных чувств накатывает на многих людей, а не только на тебя лично, помогает пережить этот мини-кризис, особенно на фоне мрачной перспективы прихода очередной волны коронавируса.
Эмоциональное выгорание - это состояние физического и психического истощения, которое возникает в результате хронического стресса. Человеку ничего не хочется, у него падает продуктивность и накапливается усталость. Эмоциональное выгорание наступает постепенно и проходит через несколько стадий:
- Мобилизация. Эмоционального выгорания еще нет, сил море, настрой боевой. Вы много работаете и часто перерабатываете.
- Выдерживание. «Трудно, но ничего». Усталость уже есть, но приходится выезжать на силе воли и ценностных установках.
- Невыдерживание. «Больше не могу», «Все достало!». Часто на этой стадии нарушается сон, аппетит, снижается либидо, падает самооценка, появляется чувство вины, тревога, раздражительность.
- Деформация. Истощение настолько глубокое, что деформируется личность. Появляется циничность, грубость, бесчувственность. То, что раньше было ценным, перестает им быть: становится все равно, как жить, куда двигаться, как выглядеть и что есть. Нет сил разрешать конфликты, не хочется во что-то эмоционально вкладываться - даже в отношения с близкими.
У эмоционального выгорания много симптомов. Это снижение работоспособности, негативное отношение к задачам и обязанностям, зависть, озлобленность, жалость к себе, апатия. Человек перестает быть заинтересованным в делах, которые обычно приносят радость, с трудом сосредотачивается, не может решить сложную задачу, запомнить детали. Порой появляется напряжение в теле, проблемы со сном и пищеварением, головная боль.
Кто-то скажет, что лучше не думать про всякое такое, а сосредоточиться на чем-то вдохновляющем. И зря скажет.
Есть такой парадокс. Люди, которые любят «депрессивные» чувства и проживают их с помощью музыки, литературы и кино, имеют меньше шансов заполучить депрессию (перейти со второй стадии на третью и четвертую). Люди, которые не бояться падать в негативные переживания, легче переносят тяжелые времена. А люди, умеющие делать депрессивный секс, вообще идут прямым путем к излечению своих психологических проблем. И это объяснимо.
В глубинной психологии есть одна важная истина, которую можно сообщить в одном предложении. Она является стержнем, на котором основаны все методы глубинной психологии:
Высвобождение подавленных эмоций - вот способ излечения депрессии. Александр Лоуэн
Да, высвобождение подавленных чувств является способом лечения и многих других психологических проблем, которыми занимается глубинная психология. Читая что-нибудь из глубинной психологии, следует держать в голове этот важный ориентир.
Вот, например, отрывок из Лоуэна о том, откуда берутся подавленные чувства, и о том, почему выплескивание негатива в более поздние периоды жизни не ведет к его проработке:
...под внешним подчинением (ребенка) скрывается сопротивление, которое набирает силу и вспыхивает, когда молодой человек обретает больше независимости в подростковый период. Подростковый бунт не высвобождает подавленные в детстве эмоции. Он основывается на открывшихся подростковых прерогативах и, таким образом, вводит новый конфликт в отношениях между родителем и ребенком. И хотя подросток может иметь превосходство в этом новом противостоянии, тем не менее, вина и стыд, которые являются наследием его детского опыта, остаются неразрешенными. Погребенные в бессознательном, они подпитывают пламя его противостояния, истинная цель которого остается для него скрытой. К сожалению, надо признать, что без того или иного рода терапевтического вмешательства этот мятеж не может иметь конструктивного исхода. Ребенку крайне трудно функционировать, находясь под давлением негативных отношений с родителями. Хорошие отношения настолько важны для безопасности ребенка, что любое их расстройство полностью занимает его разум, поглощает энергию и нарушает равновесие... Рано или поздно резервы будут полностью истощены, и человек обнаружит, что не в силах больше продолжать. В состоянии депрессии человек буквально не находит сил, чтобы поддерживать обычное функционирование. Все жизненно важные функции оказываются подавлены: аппетит снижен, дыхание ослаблено, подвижность сильно ограничена. Вследствие подобного снижения жизненной активности понижается энергетический метаболизм и притупляются чувства...
Притупление чувств в ранние периоды жизни человека и является источником депрессивных расстройств во время взрослых кризисов.