Читала воспоминания сыщика Ивана Даниловича Путилина - гениального русского сыщика 19 века. Там, конечно, преимущественно про расследования преступления (кражи, убийства, грабежи), но одна история - о другом. Она так поразила воображение полицейского, что он включил её в свои воспоминания. Когда Путилин был ещё молодым сыщиком, ему не было ещё и 30 лет (дело было в 1857 году), к нему обратился с просьбой некий мещанин. Просил мещанин не за себя - за кума, который очень хотел получить место в казённом учреждении. Да не простое место, а должность палача. Путилин ужасно удивился: в палачи по законам Российской империи набирали преступников, заменяя им этой живодёрской должностью каторгу, да ещё и не все шли на эту работу. А тут - сам рвётся, нормальный, с виду, человек. Только вот с придыханием говорит о том, как нужно правильно сечь кнутом, вышибая душу из казнимого. И даже продемонстрировал сыщику пару приёмов сечения кнутом. Мужику было лет 50, и он годами до того практиковался в кнутобойных навыках. Нет, не садист и не социопат - оказался человек с изолированной манией. Ну, то есть, этот кум смолоду потерял любимую женщину - её убили. Убийц нашли и приговорили к порке кнутом. А палач, исполнявший казнь, не особенно усердствовал, и выполнял наказание с ленцой да ещё, похоже, был подкуплен в пользу наказываемых.
Бедный мужчина, который увидел, что за смерть любимой никто не был наказан, несколько тронулся рассудком и приобрёл сверхценную идею - «как надо правильно сечь». Путилин направил его сперва в психиатрическую больницу, а после тот всё-таки ушёл в монастырь.
Вот
тут эта история целиком (в воспоминаниях сыщика И.Д.Путилина)
Знаете, для меня эта история - в первую очередь, про справедливость. Обычный мужик (напоминаю, на момент этой истории до отмены крепостного права ещё 4 года), то есть, существо бесправное, теряет любимую - тоже из бесправного сословия. И никакого справедливого воздаяния за это ему не причитается, только номинальное, да и то свелось к пустой формальности. Другой мог бы взять кистень и уйти на большую дорогу, резать тех, кого его воспалённое воображение назначит виноватыми - господ, например, или чиновников. Поймали бы, повесили; не сразу, но конец один. А в его случае - причудливый коктейль из желания справедливости и всё-таки инстинкта самосохранения выстроил вот такую ментальную конструкцию: мужчина начал совершенствоваться в кнутовом бое и превратился даже в виртуоза в этом деле.
Концовка, кстати, закономерная и самая правильная: душевная рана не лечится реальными действиями; только психологическими, символическими действиями. В случае с нашим кнутобойцем - да, только в монастыре он мог найти отдохновение.
… До создания психоанализа оставалось почти сорок лет. За год до этой истории, в 1856 году, во Фрайберге (Моравия) родился Зигмунд Фрейд…