Как я уже хвасталась говорила, на летнем гештальт-интенсиве проходило постоянное обучение по разным интересным психологическим темам. Обучающие модули были про практическую отработку навыков, так что их содержание я пересказывать не буду (а описание клиентских проблем передавать попросту неэтично). А вот один из вечерних воркшопов мне очень запомнился, был ужасно интересным и очень полезным. Тем более, что тема его была довольно-таки неизбитая: зависимость от компьютера. Вела его замечательная Наташа Стукало, которая защищала в МИГИПе диплом по направлению «компьютерная зависимость» и наработала большой опыт в консультировании по этой теме. Так что ежели кому нужна консультация по компьютерной зависимости для себя или близких - пишите мне в личку, дам наташин телефон для связи. Дальше - краткий конспект воркшопа, с некоторыми моими пояснениями.
Ну, для начала, что такое зависимость? Чем компьютерная зависимость отличается от обычного пользования компьютером? А внутренним переживанием отличается. Зависимость - это болезненная тяга к предмету зависимости. То есть, если вы просто в сапера играете, то это ничего, а если без сапера вам тяжко, скучно и жизнь не мила, то да, поздравляю, у вас зависимость. (Я у себя, между прочим, тоже обнаружила полноценную зависимость: помните, когда некоторое время назад ЖЖ лег после DDOS-атак, как же меня ломало! :((
Так что обычные поведенческие практики (такие, как употребление алкоголя, пользование компьютером, секс, еда, азартные игры) - могут быть и просто обычным пользованием. В зависимость они превращаются при появлении неконтролируемой тяги к предмету зависимости. Обычно именно в этот момент родные и близкие начинают бить тревогу.
Далее Наташа порадовала нас тем, что компьютерная зависимость уже отнесена научным миром к неспецифической наркомании, так что это нифига не шуточки. Кому интересно, вот тут - опросник по компьютерной зависимости. Он позволит сориентироваться: пора уже беспокоиться или нет.
Компьютерная зависимость косит все слои населения. Разница только в типе «наркотика»: мальчики школьного возраста чаще играют в игры, девочки-подростки сидят в соц.сетях, женщины постарше играют в т.н. «каузальные» игры (вроде тетриса или Zoomы), мужчины постарше оставляют жен «компьютерными вдовами», пока сами долгими вечерами отправляются с другими игроками в рейд на танчиках. Среди видов компьютерной зависимости выделяют:
1. Игровую (например, «танчики», WoW и тому подобное); в них различают:
Социализированные игры (командные)
Индивидуализированные игры
2. Соц.сети (в них обычно вовлекаются девочки; ну тут все понятно, это суррогат реального общения. Туда же относятся все нашумевшие самоубийства из-за недобрых комментариев в соц.сетях: если другой реальной жизни у подростка нет, то, конечно, взлом аккаунта и травля в комментах выглядят, как крушение всего мира).
3. Интернет-серфинг (самый социально одобряемый вид компьютерной зависимости. Человек ведь как будто учится, знания получает - это считается полезной деятельностью. А что пользователь зашел в Википедию четыре часа назад почитать о вертолетах, а сейчас, через «религию майя» добрался до статьи о кольчатых червях, так это мелочи).
[Как она вообще возникает, зависимость-то?]Как она вообще возникает, зависимость-то? Компьютерная (и иные прочие) зависимость - это способ обесчувствливания для человека, своего рода психологическая анестезия. Она позволяет уткнуться в компьютер и не соприкасаться с чем-то в реальности, что человека не устраивает. Например, вот растет в семье мальчик Петя. Ему уже, скажем, 8 лет, ему пора сепарироваться; и ему гораздо интереснее со сверстниками общаться, чем с мамой, тем более, что мама постоянно проявляет ему, как она его любит: тискает, целует. И мальчик не может сказать: «мама, отвали от меня со своими чмоками» - это пугает, это чревато маминым отвержением, а такое отвержение переживается ребенком, как смертельная опасность. Ну или не слушает его любящая мамочка, не воспринимает всерьез: я же не чужая! Я так люблю своего сыночка! Он для меня еще ребенок, мой сладкий мальчик! Поэтому Петя утыкается в комп, и отмахивается от мамы: «Не видишь, я занят, давай потом, потом». Если уж нормально сепарироваться у ребенка не получается, то хотя бы уйти в «анестезию», обесчувствиться, не ощущать того, что неприятно переживать в реальности. В подростковом возрасте вообще основная задача развития (согласно периодизации Выготского) - социализация. В норме ребенок должен как раз активно общаться со сверстниками, утверждать свой авторитет, а учебные задачи (в норме же) должны отойти на второй план. Но тревожные родители и школа не поощряют этого: нет, учись, не отвлекайся на ерунду. Двойка в шестом классе - она же всю жизнь поломать может, конечно же, никак ее не исправить, придется в дворники пойти. Те знания, которые ребенок получит в средней школе - их ведь негде больше получить, кроме как на уроках и тщательно делая домашние задания вместо гулянок во дворе. И, если ребенка не поддерживают в важнейшей деятельности - приоритетной для данного периода его развития, - в реальном общении со сверстниками, то верный друг компьютер приходит на помощь.
А ведь психологу на консультациях приходится еще и серьезно обучать родителей: видите ли, мамочки и папочки, для нормального развития ребенка двойки в средней школе менее опасны, чем то, что он не научился строить отношения со сверстниками. Не прожитые вовремя этапы развития никуда не деваются, в космос не улетают - их приходится переживать, только позже, нагоняя тех, кто успел вовремя и отодвигая другие, актуальные по возрасту этапы развития. А ведь мамочек и папочек все устраивает; они и к психологу приходят с таким запросом: вот, привели своего лоботряса, учиться не хочет, без конца в стрелялки играет. Ну, хоть дома сидит, не по подворотням хулиганит. Вы не могли бы, уважаемый психолог, сделать так, чтобы он по-прежнему дома сидел, только не в комп играл, а учился? То-то бы стало хорошо, спокойно и удобно! Пусть сычом дома торчит, зато нигде не шляется, и в школе оценки хорошие… Так вот, с точки зрения школы такой «домашний сиделец с пятерками» - удобен и правилен. С точки развития важных психологических навыков - вовсе нет. Школе удобно, родителям удобно, а вот у самого подростка важные для нормального существования качества не развиваются. Но это уже мелочи, ребенок - он тут вообще самый слабый и защитить себя может только анестезируясь от неприятной действительности в цифровом мире.
Кстати, по тому типу игр, в которых «зависает» подросток, понятно, какие реальные потребности он пытается заместить (то есть, потребности не реализуются и он их симулирует в виртуальном мире):
Типы игр
Подавляемые потребности, которые подросток пытается реализовать в игре
Шутеры («стрелялки») Агрессия: в семье проявления агрессии под запретом, от ребенка требуют полной покорности и безоговорочного признания авторитета родителя.
Стратегии Контроль, власть, признание: в семье сложились отношения, в которых от ребенка ничего не зависит, все решения относительно его жизни принимают взрослые.
Квесты Самооценка: ребенок отчаянно нуждается в самоутверждении, а никаких возможностей для этого семья и школа не предоставляют. Кстати, при отвлечении от компьютерных игр такие дети часто обращаются к экстремальному спорту: чтобы проверить себя и подтвердить свою «крутость».
Аркады, каузальные игры Эмоциональное обесчувствливание, убивание времени. Такие игры обычно - «женский» способ отключиться от неприглядной действительности и не сталкиваться с тем, что в окружающем мире не устраивает. Но и мужчины (и мальчики-подростки) могут обращаться к таким играм, чтобы «анестезировать» себя от переживаний, с которыми не хотят встречаться.
Дидактические, обучающие игры Зависимость от таких игр пока не была обнаружена :)
Компьютерная зависимость, как и другие зависимости, вызывает суженность сознания. Это значит, что зависимый охотно и много говорит только про игру, игру и еще раз про игру (ну или там про соцсети). Это единственно доступный для зависимого (на первых порах) способ коммуницирования, и нормально, если первые 3-5-7 сессий психолог будет говорить с зависимым подростком только про компьютеры. Постепенно удастся вывести его на разговор о чем-то еще, но это произойдет не сразу и не вдруг. А вот родители (близкие) зависимого этой особенности обычно не понимают. И в кабинете психолога регулярно звучит: «Да, да, я хочу, хочу общаться со своим ребенком, я готов. Но не о компьютере же проклятом мне с ним говорить!!! Ну о школе, об его увлечениях, я с удовольствием, я могу пообщаться, а об игрушке не буду, » Не может он про другое (пока) общаться, это единственная ниточка, которая может связать с компьютерным зависимым - разговор об его обожаемом предмете страсти. Только через нее можно вывести зависимого на беседу о чем-то другом, и то не сразу.
Так что при лечении от компьютерной зависимости работа предстоит достаточно долгая и неочевидная. И не только с идентифицированным клиентом (подростком, например), а со всей его семьей, поскольку помещение вылеченного зависимого в привычные условия среды практически всегда ведет к рецидиву зависимости.