Оригинал взят у
mamlas в
Зачем России... «Талибан»(!)Ещё о
геополитике Бл.Востока и Афпака и по теме
России и исламизма Москва договорится с «Талибаном»
Интересы России и талибов касательно борьбы с ДАИШ в Афганистане объективно совпадают / Талибы объединятся с Москвой для борьбы с ДАИШ
Спецпредставитель президента РФ по Афганистану и глава департамента МИД Замир Кабулов в интервью Интерфаксу заявил, что интересы движения «Талибан» по борьбе с ДАИШ объективно совпадают с российскими.
© Интересы талибов и без стимулирования объективно совпадают с нашими
Кроме того, талибы сейчас по преимуществу действуют как национально-освободительное движение. Американцы для них - оккупанты, представляющие угрозу для культурных и религиозных традиций. В этой связи следует пересмотреть взаимоотношения с движением не только по линии ДАИШ (ИГ, организация запрещена в РФ), но и по самому широкому кругу вопросов.
«Интересы талибов и без стимулирования объективно совпадают с нашими. Я уже ранее говорил о наличии у нас с талибами каналов связи для обмена информацией. Отмечу, что мы за политическое урегулирование. Мы бы хотели, чтобы правительство Афганистана со своими оппонентами, пусть даже вооруженными договаривалось без крови и выходило на приемлемые компромиссы. И для этого надо учитывать действующую резолюцию Совета Безопасности ООН», - сказал Кабулов.
Он добавил, что сегодня «Талибан» выступает фактически в русле российских интересов, причем гораздо эффективнее, чем та же Свободная сирийская армия, якобы сражающаяся против ДАИШ в САР.
«От действий Свободной сирийской армии пока толку гораздо меньше, чем от действий нашей авиации. Но Афганистан - это не Сирия, и там наша авиация работать не собирается. Талибы и без нашей подсказки этим занимаются, потому что чувствуют, что ИГИЛ пытается, как "Аль-Каида" в свое время, их использовать для транснациональных целей, для халифата, для глобального джихада. Талибы это почувствовали, поэтому они уже наносят по ИГИЛ достаточно серьезные удары. И афганские талибы, и пакистанские… сказали, что не признают Аль-Багдади халифом, не признают ИГИЛ», - подчеркнул Кабулов.
Он раскритиковал действия войск США в Афганистане, в частности неэффективность нынешней учебно-тренировочной миссии НАТО. По словам Кабулова, американцы меняют стратегию, но они уже довели Афганистан «до ручки». «Когда всех талибов выгнали в 2001 году, - отметил дипломат, - уровень терактивности был сведен к нулю, сейчас же в результате массированного американского присутствия мы получили стратегическую угрозу, в том числе и для нас в перспективе, для Китая, для Индии, для Центральной Азии, для Ирана».
Напомним, что после начала военной операции США и Великобритании против «Талибана» осенью 2001-го представители талибов вышли на связь с нашими пограничниками и от имени муллы Омара предложили объединиться для борьбы с американской агрессией. Россия отказалась и в угоду Вашингтону внесла движение в список запрещенных организаций. Сами США этого делать не стали. Сейчас же очевидно, что политику необходимо пересмотреть: без талибов, опирающихся на пуштунское большинство, вернуться в регион не получится.
Имитация переговоров
Пока без участия Москвы «Талибан»
начинает возвращение в легальное поле. По итогам серии встреч афганского президента Ашрафа Гани с официальными представителями США, КНР и Пакистана принято решение о возобновлении переговоров между официальным правительством и руководством движения. Впрочем, в самом Афганистане многие считают, что инициаторы процесса урегулирования под предлогом переговоров хотят взять тайм-аут, чтобы весной осуществить рывок на Кабул.
Следует отметить, что неучастие Москвы в переговорах между Кабулом и Кветтой способно негативно сказаться на безопасности стран - участниц ОДКБ, граничащих с Афганистаном. Отсутствие представителей РФ за столом переговоров исключает реализацию и продвижение собственных интересов в регионе и дает карт-бланш США и Китаю, опирающимся на нелегитимное правительство Гани - Абдулло.
Афганские талибы, как и пакистанские, не признают Аль-Багдади халифом и сражаются с ДАИШ
Можно констатировать, что возвращение РФ в регион должно быть проложено в обход Кабула, не способного разрешить кризис, но через Кветту, готовую вести самостоятельную политику если и не сразу, то после вхождения в легальное политическое пространство. После заявления Кабулова о позитивных тенденциях в отношениях с движением, а самое главное, понимания необходимости таких отношений есть основания полагать, что Москва, наконец, начала прокладывать свою линию в стратегически важном регионе.
Без «Талибана» нет Афганистана
Эксперт по Среднему Востоку и Центральной Азии профессор Александр Князев пояснил «Русской планете», что заявление Кабулова о совпадении интересов «Талибана» и России в борьбе с ДАИШ вызвало противоречивые оценки. Но решение зрело давно и обозначает важную тенденцию в афганской политике РФ в случае, если обозначенные Кабуловым направления будут действительно развиваться.
«Важное значение имеет следующая оценка: "Талибы сейчас в основной своей массе действуют как национально-освободительное движение. Для них американцы - это оккупанты, которые незаконно оккупировали их родину, несут угрозу их культурным и религиозным традициям". Политическое поле страны чрезвычайно фрагментировано. И этот тезис должен означать, что российская политика в Афганистане должна перейти от формальных и пассивных отношений только с официальным кабульским правительством к множеству контактов с различными политическими силами в стране, многие из которых в реальности обладают значительно большим потенциалом, нежели правительство и президент в Кабуле, уже более года де-юре нелегитимные», - пояснил эксперт.
По его словам, главной из таких сил является «Талибан». Существует формально-юридическое препятствие: у нас движение внесено в список запрещенных экстремистских и террористических групп, но запрет должен быть пересмотрен с использованием дифференцированного подхода. Это неоднородное движение, и без какого-либо российского участия находящееся в состоянии раскола. При этом внутри есть силы, способные конструктивно работать в легитимном поле, и кабульское правительство уже вело с ними переговоры о создании коалиционного кабинета.
«Нелишне вспомнить, что решение о запрете "Талибана" принималось на волне эмоций, связанных с событиями 11 сентября 2001 года. Хотя до сих пор нет никаких фактов, подтверждавших причастность к ним и "Талибана", и Афганистана в целом. Теперь понятно, что это было лишь поводом для американской оккупации Афганистана. Настает время восстановления исторической справедливости. В рядах "Талибана" есть группа пуштунской этноплеменной и религиозной элиты, претендующая на участие во власти и имеющая значительный потенциал. Без решения этой проблемы в Афганистане не будет создана какая-либо устойчивая политическая и управленческая система», - отметил Александр Князев.
Он подчеркнул: один из самых сложных вопросов - взаимоотношения этой части пуштунской элиты с ее электоратом - непуштунскими общинами Афганистана, прежде всего таджикской и хазарейской. Необходим поиск компромисса в этом направлении. Афганский конфликт в значительной степени является межэтническим, поэтому игнорирование интересов непуштунской элиты неприемлемо. Попытки такого игнорирования и стремление к пуштунизации госструктур - это, помимо прочего, и одна из причин слабости нынешней кабульской администрации. Князев отметил, что, выстраивая отношения с Кабулом, не нужно забывать, что и президент Гани, и глава правительства Абдулла Абдулло не вполне легитимны с октября 2014 года, поэтому любые апелляции к «законному правительству» вызывают некоторые сомнения.
«В то же время нельзя взаимодействие с "Талибаном" делать ситуативным и связывать только с необходимостью борьбы с распространением ДАИШ. ДАИШ в Афганистане пока закрепляется локально. Гораздо более важно добиться того, чтобы параллельно способные на конструктивный политический диалог силы в "Талибане" включались в общий политический процесс», - подвел итог Князев.
Игорь Молотов
«Русская планета», 25 декабря 2015