Оригинал взят у
holmogor в
"История" Акунина. Подлость и предубеждениеПродолжение погрома акунинщины. На сей раз насчет идеологии и исторических оценок.
http://portal-kultura.ru/articles/books/125959-fantazii-fandorina-podlost-i-predubezhdenie/
Автор сыплет уничижительными характеристиками. Афанасий Никитин у него «горе-купец». Василий III - «венценосный скупец». Россия в XV веке - «страна, о которой все забыли». Законодательные реформы Ивана III - «неуклюжие и недостаточные». Успенский собор Ивана Калиты - «бедный, неладно сложенный и полуразвалившийся».
Если что-то в России и удалось, то это непременно сделано иностранцами или слизано с заграницы. Мало того, русским не хватает ума даже чтобы заимствовать, этому их должна учить византийская принцесса Софья Палеолог. Именно с нее, утверждает Акунин, утвердилась привычка приглашать иноземцев к русскому двору. Автор при этом забыл, что несколькими главами ранее сам рассказал: сватовство к племяннице византийского императора затеял итальянец на русской службе Джан-Баттиста делла Вольпе.
Взятие Казани
Если московиты одержали какую-либо победу, как, скажем, взятие Казани, то дело, конечно, в «немецком размысле» - инженере. Если никаких иностранцев по близости не приключилось, а русские-таки победили, иноземное влияние надо выдумать. За неимением западников сгодятся и азиатские варвары. Так, дескать, в битве на реке Ведроше в 1500‑м русское войско побеждает, ибо следует «старинной еще чингисхановской тактике».
Зато когда русские проигрывают в битве при Орше 1514 года, Акунин разражается красочным описанием на четыре абзаца, воспевая невероятную военную хитрость польско-литовских полководцев, - якобы панская артиллерия открыла огонь по русским поверх голов своих сражающихся.
У немецкого дипломата Сигизмунда Герберштейна есть рассказ, из которого следует, что литовцы обстреляли задние ряды русских и те впали в панику. И вот, Акунин на голубом глазу выдумывает стрельбу «поверх голов». Если бы он не поленился ознакомиться с летописями, то убедился бы, что картина была принципиально иной. Левый фланг русских увлекся преследованием, подставив тыл лесу, где литовцы спрятали засаду с малокалиберными пушками и пищалями. Они-то - и не «поверх голов», а во фланг и спину - дали залп по нашим предкам.
Акунин сочиняет русским князьям и царям характеристики, судя по которым, от них не может исходить ничего хорошего, а потом сам удивляется мнимым противоречиям и вынужден юлить. Если Иван III привлекает сердца новгородцев справедливостью в разборе судебных тяжб, то это, мол, «удачная пропагандистская акция».
http://portal-kultura.ru/articles/books/125959-fantazii-fandorina-podlost-i-predubezhdenie/