Оригинал взят у
mamlas в
Неизвестная битва за Москву. Передовая под напряжением / ФактЕщё Москва в ВОВ
здесь,
здесь и
здесь В битве под Москвой немцев ждали 150 км электрозаграждений
К 1941 году советские инженеры создали гигантскую линию электрических препятствий вокруг Москвы / Статья 2013 года
Во время битвы под Москвой осенью-зимой 1941 года вокруг города была создана линия электрозаграждений.
© Строители Красногорского участка высоковольтных электрозаграждений
Линия стала самой протяженной в соответствующем классе оборонительных вооружений.
С середины 1930-х годов советская военная промышленность вела работы по созданию «непроходимых зон при помощи электризации почвы». Предполагалось найти способы не только статичной электризации почвы, но и мобильной. Но к началу войны эти работы так и не были завершены, однако военные инженеры получили необходимый опыт по созданию электрических заграждений, который использовался с первых дней войны.
20 июля 1941-го, после оставления Красной армией Смоленска, было принято решение о строительстве электрических заграждений вокруг Москвы. Предлагалось построить комплекс электризованных препятствий общей длиной 230 км, из которых 164 км были наземными, 55 км подземными, а 11 км подводными. Географически радиус электрозаграждений проходил в 25-45 км от границ Москвы 1941 года. Чаще всего в качестве препятствий планировалось использовать колючую проволоку и электрическую сеть. Снабжать электричеством должны были со станций «Мосэнерго». Руководил процессом начальник электротехнического отдела Института военный инженер 2-го ранга Михаил Иоффе.
Работы планировалось завершить к середине августа. Но они затормозились из-за того, что не хватало материалов, которые просто не успевали поставить или которые к моменту начала работ находились на уже оккупированной немцами территории. Сказалась острая нехватка специалистов. В результате сроки окончания работ были перенесены на 25 сентября, по итогам которых было построено около 150 км электрозаграждений из запланированных 230.
Однако части Вермахта так и не вышли к рубежам, на которых находились электрические заграждения. Ближе всего немцы приблизились к ним на территории современного Красногорского района. В конце ноября 1941 года состоялся бой у деревни Козино, в ходе которого наблюдались большие броски тока, что говорило о попытке их преодоления. В своих воспоминаниях генерал-майор Иоффе пишет: «Немецкие войска нигде на подмосковных рубежах не преодолели электрозаграждения. Попытка пехоты противника прорваться в районе деревни Козино у Волоколамского шоссе привела к тому, что несколько десятков гитлеровцев были смертельно поражены электрическим током…».
Сегодня остатки электрозаграждений находятся районе Подольска и Одинцово. После войны электрозаграждения были разобраны, но всё же ещё могли где-то сохраниться остатки трансформаторных станций блиндажного типа. На сегодняшний день восстановление истории электрозаграждений 1941 года прошло начальный этап. До сих пор нет полной хронологии строительства и подробной карты расположения электрозаграждений.
Карта электрозаграждений
Исследования осложняются тем, что до конца 1980-х годов сведения по электрозаграждениям были засекречены, и до сих пор многие документы уровня фронта и ГВИУ недоступны для исследователей. Лишь в 1990-е годы в Музее истории Мосэнерго появились первые данные и единственная до сих пор карта расположения электрозаграждений. Сначала об электрозаграждениях стало известно из воспоминаний непосредственных участников строительства оборонных сооружений вокруг Москвы в 1941 году - военных инженеров, партийных работников и работников Мосэнерго. В 2007 году, к 120-летию Мосэнерго, были проведены работы в государственных архивах, позволившие в общих чертах восстановить историю инженерных работ в области электрозаграждений, проводимых в 1930-е годы.
Источник:
Музей истории МосэнергоСергей Простаков
«Русская планета», 5 августа 2013