Возможные ответы ЕС на Brexit

Jun 24, 2016 20:43

Оригинал взят у konsul_777_999 в Возможные ответы ЕС на Brexit

Какую стратегию выберет континентальная Европа
Какой бы ни оказалась политика нового правительства Великобритании, Европейскому союзу придется корректировать свою текущую стратегию. На данный момент прямую угрозу для будущего ЕС представляет активизация евроскептиков, воспринимающих Brexit как собственную победу, на фоне подготовки к выборам в Испании, Франции и Германии.

При этом наиболее уязвимыми в отношении влияния антиевропейской риторики сейчас выглядят страны, во внутриполитической жизни и культуре которых традиционно велико внимание к событиям в Соединенном Королевстве. Это прежде всего Нидерланды, Дания, Финляндия и Швеция. Не исключено, что правые в этих государствах могут попытаться запустить цепную реакцию референдумов. Их результат, скорее всего, окажется противоположным британскому, однако сам факт их проведения поставит Европу перед неприятной перспективой длительного нахождения в состоянии неопределенности касательно своей дальнейшей судьбы.

Можно выделить следующие возможные направления политики Брюсселя в ответ на результаты Brexit.


Во-первых, убедить новое британское правительство не принимать результаты референдума как руководство к действию. Это решение является самым простым и самым сложным одновременно. С одной стороны, большая часть британской политической элиты и бизнес-сообщества настроены против выхода из ЕС. С другой, если новое правительство демонстративно откажется выполнять волю граждан, это, скорее всего, обернется серьезной девальвацией доверия к британским политическим партиям и институтам со стороны избирателей, и не только в Великобритании. Однако парадокс в том, что Евросоюзу может быть выгоден политический кризис на Альбионе, потому что досрочные парламентские выборы могут привести к власти лейбористов, которые являются сторонниками ЕС.

Во-вторых, пересмотреть идеологию Евросоюза в направлении интеграционного проекта исключительно континентальной Европы. ЕС может интерпретировать Brexit в позитивном ключе, акцентируя внимание на большей политической устойчивости союза после выхода Британии и за счет более конструктивной роли и большего энтузиазма со стороны Германии и Франции, а также Восточной Европы. Как известно, идея объединенной Европы является детищем Парижа и Берлина. Выход Британии открывает новые возможности для расширения их геополитического влияния на континенте. Французские и немецкие элиты могут адаптировать идеологию единого пространства под чисто континентальный проект. При этом логика дальнейшего расширения ЕС хорошо вписывается в концепцию единства на материке без Британии. Включение новых стран автоматически будет означать расширение сферы влияния Парижа и Берлина, которые окончательно станут локомотивом континентальной интеграции. Без Лондона они наконец смогут сформировать единую внешнюю и оборонную политику. Эта политика вряд ли окажется пророссийской. Учитывая текущий уровень отношений и конфликты, континентальная Европа без Британии скорее будет настроена расширять давление на Москву и выталкивать ее за пределы пространства интересов.

В-третьих, изменить повестку. Итоги референдума в Великобритании неизбежно актуализируют внутренние проблемы Европейского союза. Иммиграционный кризис и проблемы зоны евро на фоне демарша Лондона потребуют от Брюсселя демонстрации наличия конкретных рецептов ответов на вызовы и консолидации вокруг них европейских лидеров. Так, страны Евросоюза могут ужесточить свою политику в отношении беженцев, чтобы не дать козыри правым на предстоящих в следующем году во Франции и Германии выборах. Частью нового консенсуса может стать также и согласие на дальнейшее нерасширение Евросоюза за счет стран Восточной Европы.

В-четвертых, показательно наказать Великобританию. Результаты референдума носят рекомендательный характер. Однако, если новое британское правительство все-таки решит запустить процедуру формального развода, европейские бюрократы могут сделать все, чтобы этот процесс оказался наиболее болезненным для граждан Великобритании и имел для страны в целом как можно более негативные последствия. Видимые издержки выхода из Евросоюза могут отрезвить наиболее неиндокринированных евроскептиков, каковых, судя по всему, большинство. Брюссель будет преподносить Brexit как тяжелую ошибку британской политической элиты, повлёкшую за собой экономические трудности для страны и ее населения. Это не только сплотит евроэнтузиастов, но увеличит их коалицию за счет отколовшихся от евроскептиков прагматиков.

В-пятых, актуализировать внешнюю угрозу. Постоянное подчеркивание российской внешнеполитической угрозы является мощным мобилизующим фактором для восточных членов ЕС. Именно эти страны являются главными лоббистами дальнейшего расширения европейской интеграции за счет Украины и в будущем Белоруссии, а также за экспансию НАТО вглубь Евразии. Лидеры «старой Европы» могут заимствовать эту стратегию и еще больше ужесточить риторику в отношении Москвы, намеренно завышая степень российской угрозы и влияния, чтобы сплотить граждан в своих странах вокруг идеи объединенной Европы. В этом смысле, как ни парадоксально, замороженный конфликт на Украине может помочь выживанию Евросоюза. Европейская интеграция может быть представлена элитами как единственная надежная защита от российских интересов. Однако результатом этого может стать выход конфликта России с Европой, который в Москве интерпретируют как геополитический, на стадию новой эскалации. Игра европейских политиков на «российской угрозе» даст новые аргументы сторонникам изоляционистской политики в российской правящей элите.
источник

Previous post Next post
Up