Apr 19, 2021 22:11
Отечественный психолог и психотерапевт Александр Сосланд создал принципиально новую психологическую мотивационную концепцию. Это кайнэрастия - влечение к новому. Оно заключается в том, что человек постоянно испытывает потребность в чём-то новом, чего у него раньше никогда не было в жизни. Речь идёт не только о материальных вещах, но и о разного рода переживаниях, впечатлениях и новых ролях.
Кайнэрастию можно отнести к фундаментальным человеческим влечениям, наряду с либидо и стремлением к власти. Вся жизнь человека сводится к постоянной смене объектов влечения и стремлению к разнообразию. Всё новое вызывает интерес, любопытство и приковывает к себе внимание. Именно это является одним из источников положительных эмоций.
Выделяют 3 типа кайнэрастии:
1. Воспринимать новое. Человеку тут отведена пассивная роль "поглотителя" новизны. Это и желание покупать новые вещи, страсть к путешествиям, смена половых партнёров, получение новых знаний, посещение новых заведений, просмотр ранее невиданных фильмов, новые знакомства и пр.
Именно что-то новое и непредсказуемое человек ищет в сюжетах фильмов, книг, телепередач, игр, театральных, цирковых и спортивных представлений. Это является главным фактором интересного и увлекательного сюжета.
2. Быть новым. Имидж и индивидуальность тоже имеют под собой стремление быть новым, т.е. ни на кого не похожим. Популярный сейчас лозунг "Стань лучшей версией себя" подразумевает под собой некое обновление, ведущее к новому образу и, следовательно, к новой жизни. Это новая социальная роль, освоение новой профессии, эмиграция. Сюда можно также отнести и стремление к пластическим операциям, смена гендера, бодибилдинг, похудение, татуировки, новые прически, обновление гардероба и своего облика и пр.
В основе нарциссизма лежит кайнэрастический мотив, связанный с убеждённостью в своей уникальности и неповторимости личности, т.е. принципиальной новизны по сравнению с другими людьми. Это основа всех фриков, ведь каждый из них старается быть единственным и неповторимым в своём роде. Мода тоже тяготеет к оригинальности и самобытности - это её фундамент. Каждый человек старается быть непохожим на других.
3. Создавать новое. Творческий и созидательный человек всегда старается создать нечто принципиально новое, то, чего раньше не было. Это и новые формы искусства как самовыражения, новые технические изобретения и научные открытия. Постмодернизм тоже придаёт новое значение и звучание ранее известным смыслам и вещам, он наполняет их новым осмыслением и содержанием. Великие географические открытия тоже были следствием влечения к новому и неизведанному.
Кайнэрастия зависит от возраста, молодые лучше впитывают новые вещи, идеи и ценности, в отличие от старшего поколения. Чем старше человек становится, тем меньше он испытывает влечение к новому. В этом и заключается классический конфликт отцов и детей.
Именно кайнэрастия является причиной того, что люди любят ходить по магазинам. Ведь многие туда ходят не только чтобы купить необходимый товар, но и найти там что-то новое, необычное. Увлечение шоппингом тесно связано с удовлетворением влечения к новому. Стремление к богатству - это безграничное удовлетворение стремления к новизне (эзотерики это иногда называют “потоком изобилия”).
Кайнэрастический мотив заметен и в революциях. Революция сама по себе несёт новое переустройство общества и государства. И её движущей силой является молодёжь - именно у них обострено и сильно влечение к новизне. Власть тоже имеет в себе мотив к расширению и захвату новых сфер влияния и территорий.
Кайнэрастия является одной из причин измен и частой смены полового партнёра. Сила сексуального возбуждения и интенсивность оргазма существенно возрастают при смене партнёра, пока он ещё "новый" в восприятии человека.
Символ поиска нового в современном мире - это пульт от ТВ и лента социальных сетей. Переключая телевизионные каналы и листая ленту, человек ищет что-то новое и интересное, что займёт и увлечёт его своей новизной. Свежие новости информационных агентств тоже удовлетворяют эту потребность.
Именно через новое человек сам излечивает свои душевные и психологические травмы. Кайнэрастия играет заметную роль в механизме психологического вытеснения, новое вытесняет травматические переживания в бессознательное. Депрессия и навязчивости имеют в себе мотив затруднения приобщения к новому. Когда человек жалуется на скуку - это значит, что ему всё надоело и он не знает, чем себя новым занять. В эти моменты он испытывает тоску по новому.
Не зря в искусстве популярен образ пути - это трансформация личности главного героя через прохождение новых пространств, событий и приключений, и обретения новых знаний. После всего пережитого главный герой уже не будет прежним - таков механизм личностного роста. Яркий пример - жанр "роуд-муви" в кино.
Чем больше нового в жизни человека, тем он чаще вспоминает старое и прошлое - так рождается ностальгия, тоска по былому.
Именно кайнэрастия отличает человека от животного. Если половое влечение свойственно обоим, то кайнэрастия не свойственна животным.
Концепция кайнэрастии придаёт новое значение свободе. Свобода - это стремление к новому без каких-либо границ и ограничений. Наказание человека связано с ограничением и ущемлением кайнэрастии. Тюремное заключение или домашний арест сильно ограничивают человека в его влечении и стремлении к новизне.
Профессиональное выгорание связано с монотонностью и рутиной, когда нет ничего нового в процессе трудовой деятельности. Яркий пример - работа на конвейере. Такая деятельность со временем может привести к нервным расстройствам.
По этой причине человек так тягостно в психологическом плане переносит долгое пребывание в больнице или длительное ожидание в очереди - скука и однообразие блокируют стремление к новому.
#творчество,
#впечатления,
#мода,
#покупки,
#влечение,
#выгорание,
#психология,
#потребности,
#психологиячеловека,
психология отношений,
#кайнэрастия,
психология жизни,
психология труда,
#психоанализ,
#ностальгия,
#возраст,
#потребность,
#шоппинг,
#мотивация,
#новый,
#путешествия,
#свобода,
#нарциссизм,
#психика,
#психотерапия,
#личность,
#созидание,
#интерес,
#новое,
#новизна,
#внешность,
психология культуры,
#переживания