Культ смерти и разрушения в массовой культуре и его влияние на психику человека

Dec 29, 2020 16:15


Если внимательно посмотреть на современную молодёжную массовую культуру, то можно заметить, что там активно используется тема смерти и разрушения. Их олицетворяют разного рода монстры, вампиры, ведьмы, зомби, демоны, скелеты, фэнтезийные существа, живущие в вымышленных мирах, похожих на Средневековье.

Они присутствуют в фильмах, книгах, компьютерных играх, многие делают на эти темы татуировки, проводят тематические вечеринки, раньше даже устраивали зомби-парады. Активно празднуется Хэллоуин - праздник, связанный с духами умерших. Отчётливо видна тенденция, связанная с некро темой, которая эстетизирует смерть, каннибализм и мёртвых людей. Один из символов этого явления - анатом Гюнтер фон Хагенс (имеющий прозвище "Доктор Смерть"), который прославился своими скандальными выставками, где в качестве экспонатов были реальные трупы расчленённых людей. Плюс ещё т.н. "группы смерти" в социальных сетях. И во всё это погружены дети и подростки.

Данная массовая культура ориентирована на бессознательное, где преобладает тёмная сторона человека, поэтому всё это воспринимается как внешнее проявление наших подсознательных процессов. Отсюда такое влечение ко всей этой тематике, связанной с культом тёмных сил, маньяков-убийц и пр.

В психоанализе есть термин "танатос", который обозначает влечение к смерти и разрушению. Так человек вовне видит то, что спрятано в глубинах его психики и строго контролируется "Сверх-Я", инстанцией, отвечающей за морально-нравственные нормы и запреты. Через внешние образы идёт культивация внутренних бессознательных процессов, связанных с принципом удовольствия, который, согласно З. Фрейду, находится в подчинении у танатоса. Один из популярных современных лозунгов гласит: "Выпусти своих демонов наружу" - подразумевая под собой получение удовольствия через раскрепощение своей тёмной стороны личности. Так мы сами создаём себе инфернальную среду обитания.

Массовая культура, наполненная этими смыслами, погружает человека в мир, где нет места высоким идеям, помыслам, стремлениям, чувствам и созиданию. Сейчас идёт сознательный демонтаж высокого искусства. Так человек усваивает, что есть только мир грубых инстинктивных влечений, который затмевает всё остальное, что в нём есть. Это всё направляет эволюционный процесс человечества вспять, в сторону первобытного общества.

Все эти тенденции подаются вместе с оккультной и магической тематикой, олицетворяющей иррациональность мира и человека. Как известно, бессознательное человека тоже иррационально, таким образом, внешнее и внутреннее синхронизируется. В итоге, это подавляет в человеке рационально-логическое начало, моральные и этические нормы и подрывает привычную научную картину мира.

Это всё сильно подавляет волю человека, ему кажется, что всё предрешено, что ничего уже нельзя изменить и он обречён. У него складывается ощущение, что кроме подчинения у него нет другого выхода. Сама жизнь утрачивает смысл и становиться бесцельной. Таким образом, через массовую культуру идёт подавление созидательного начала в человеке через его же бессознательное. Всё это может приводить к депрессиям и суициду.

Через художественные образы и символы массовой культуры показан проект будущего мира и человек, таким образом, адаптируется к надвигающемуся миру неоархаики. Сейчас мы видим закат привычной для нас современной цивилизации и вхождение общества в постчеловечество.

#цивилизация, #будущее, #сознание, #человечество, #психология, #культура, #психотерапия, #общество, #бессознательное, #личность, социальная психология, #социум, #социальнаяпсихология, #обществознание, #психоанализ, #суицидология, #смерть, #массоваякультура, психология символов, #психологияличности, психология культуры, #психологиявлияния

Previous post Next post
Up