Мужская психология или о чём молчат мужчины

Dec 12, 2020 19:40


В 2010 г. произошла история, которую бурно обсуждали в Интернете. Студент из Москвы Игорь, отличник, подающий большие надежды, расстался с девушкой, с которой встречался 3 года и планировал свадьбу. Она его бросила и ушла к другому. Из-за этого он стал плохо учиться, плюс ещё у него диагностировали проблемы с сердцем. Все эти невзгоды сильно выбили его из колеи и он решился на поступок, который на первый взгляд выглядит очень абсурдным. Но если интерпретировать эту историю в психологическом ключе, то многое тогда станет понятным.

Он захотел уйти в лес и выживать там, доказывая девушке, которая его бросила, что он настоящий мужчина. Он рассказал про своё желание своему приятелю Косте и они методом случайного тыка поехали на поезде в Новосибирскую область. С собой у них было немного еды и разной мелочи - самый, так сказать, минимум для выживания. А на дворе был ноябрь.

В итоге, выйдя из поезда на станции, они пошли пешком в тайгу. Рядом была трасса. Пройдя несколько километром вглубь, они свернули в сторону. Начало темнеть и они хотели развести костёр, но услышали звуки машин. Игорь сказал, что нужно идти ещё дальше, чтобы не было соблазна вернуться назад. Костя же, устав от всего этого, захотел вернуться домой.

Они повздорили и Игорь всем своим решительным видом показал, что пойдёт в тайгу один. Костя пошёл обратно, у него не было денег на билет, но была банковская карта. Он позвонил матери и сказал, что находится в Сибири и попросил её скинуть деньги на билет.

Игорь, уйдя в самую глубину, построил палатку. Так как опыта выживания в диких условиях у него не было, он решил обратиться на форум выживальщиков, благо ловился Интернет. Написав о своей проблеме, форумчане настоятельно рекомендовали ему возвратиться к людям, иначе он не выживет. После этого Игорь пропал...

Так как местность сложная, плохо просматриваемая с воздуха, а летом там болотистая местность - искали его долго. В итоге его труп через год после пропажи случайно нашёл охотник. Игорь даже и не пытался выбраться к людям за помощью, он умер в своей самодельной палатке.

Эта трагическая история наглядно показывает мужскую психологию и её проблемы. Тут и попытка пройти мужскую инициацию через преодоление трудностей. И путешествие в неизведанные дали, как способ лучше познать себя и свои способности и возможности. И одиночество, когда человек понимает, что никто не сможет понять его боль души, поэтому всё придётся превозмогать самому. Плюс ещё созависимые отношения, из-за разрыва которых его жизнь пошла под откос и привела к своего рода героическому суициду. Всё это свойственно всем мужчинам, но мало кто об этом говорит вслух. Поэтому эту грустную и трагическую историю я и вынес в пролог, как иллюстрацию внутреннего мира мужчины. В этой истории есть архетипические атрибуты, которые я подробно раскрою ниже.

Жизнь мужчины, какой бы он не был в жизни - суровым альфа-самцом или неуверенным в себе, наполнена внутренним страхом. Про этот страх мужчины никогда не говорят вслух, но они всё время живут с ним, он у них работает в фоновом режиме.

Одна из фундаментальных особенностей современного мужчины - это внутренние сомнения, связанные с тем, настоящий он мужчина или нет. В древности и недавнем прошлом, в обществе практически всех культур мира были обряды инициации или посвящения в зрелость. Некоторые такие ритуалы кажутся нам странными, жестокими и абсурдными, но они несли в себе мощный психологический заряд для мужчины. После них у мужчин уже не было вопросов, настоящий он или нет - так они обретали свою идентичность.

В советское время важным в плане психологического развития личности было посвящение в пионеры и комсомольцы. За внешней официальностью и идеологичностью эти ритуалы несли глубокие психологические смыслы, связанные с вступлением во взрослую жизнь, ответственностью и социальной зрелостью. Поэтому те, кто прошёл через это, до сих пор вспоминают эти волнительные минуты как важные вехи в становлении своей личности. А лозунг: "Всегда готов!" - это своего рода советская аффирмация, которая настраивает человека на активность, трудолюбие и борьбу с жизненными невзгодами.

Другим важным обрядом инициации в советское время была служба в армии и принятие военной присяги. Поэтому раньше к тем мужчинам, которые не служили, относились немного с подозрением и в народе считалось, что с ними “что-то не так". Армия была связана с тяготами и лишениями, которые нужно было превозмогать и в этой борьбе с внешними обстоятельствами и с самим собой, человек обретал внутреннюю зрелость и опыт, которые были опорой для него в жизни.

Многие сказки мира и мифология построены по схожей сюжетной линии, где в какой-то стране живёт молодой человек и он идёт в странствие, где борется с разного рода трудностями. В борьбе он обретает подлинную маскулинность и становится зрелым в психическом плане человеком. В конце происходит свадьба, ведь женщина чувствует в нём настоящего мужчину и они готовы строить семью, рожать детей и жить счастливой жизнью. По такому сюжету построены многие современные фильмы.

Поэтому у женщин есть влечение к мужчинам, у которых была бурная и приключенческая жизнь, даже если она связана с криминалом. На бессознательном уровне такие мужчины воспринимаются как прошедшие мужскую инициацию, значит, они готовы к тяготам жизни и найдут выход из любой ситуации. И наоборот, если мужчина всю жизнь рос в тепличных условиях и не знаком с суровыми законами улиц и подворотен, то женщины таких мужчин не воспринимают как настоящих и не вступают с ними в отношения. Для женщин очень важна функция защиты от мужчины, которую в полном объёме могут дать только те, кто прошёл инициацию.

По этой причине женщины так любят типажи мужчин, описанные в приключенческих произведениях Э. Хемингуэя и Дж. Лондона - герои-одиночки, идущие наперекор своей судьбе. Для них это и есть эталон настоящего мужчины.

Из-за того, что сейчас происходит обесценивание всех традиций прошлого и культурных обычаев, современный мужчина не может вовне найти то, что укрепит его изнутри. Потеряли смысл многие значимые социальные институты прошлого, другие превратились в формальность и имитацию. Мужчины остались наедине со своими проблемами.

Современный мужчина одинок, бремя одиночества всегда с ним. Он может иметь много знакомых, но реально близких ему людей у него может и не быть вообще. Мужчина никогда не будет рассказывать о своих проблемах другим мужчинам из-за страха потерять своё место в социальной и неформальной иерархии. Для них это табу. Так как мужчинам постоянно приходится конкурировать между собой в разных сферах жизни (на работе, в ухаживании за женщиной, в спорте, на войне и пр.), то обнажение их болевых мест сродни поражению.

Мужчины почти никогда не будут делиться своими проблемами с родителями, потому что не хотят их лишний раз расстраивать и опасаются, что родители могут разочароваться в них. Для них у мужчины всегда заготовлен формальный ответ, что у него "всё хорошо".

Мужчина никогда не будет рассказывать о своих проблемах и внутренних терзаниях своей женщине, из-за страха выглядеть в её глазах жалким и слабым. Свою главную боль души мужчины выражают своим молчанием. Поэтому многим женщинам кажется, что мужчины бесчувственны и невозмутимы как скала. По этой причине даже брутальные альфа-самцы психологически ломаются из-за каких-то жизненных проблем (измена, разрыв отношений, потеря работы), потому что всё время прибывают во внутреннем психологическом напряжении. Современные мужчины, в этом плане, как перекалённое стекло - могут разлететься на мелкие осколки от лёгкого удара из-за длительного внутреннего психологического перенапряжения.

В фильме "Полёты во сне и наяву" (1982) показана ситуация "заблудившегося в жизни", на первый взгляд, беспечного бабника, который на самом деле переживает глубокую внутреннюю экзистенциальную драму, связанную с кризисом среднего возраста и одиночеством. Эту свою опустошённость и отчаяние мужчины старательно скрывают от других.

А вот этот абзац только для мужчин, женщинам это не стоит читать. Мужчинам никогда не стоит рассказывать о своих проблемах женщине, даже если женщина сама хочет об этом поговорить. Дело в том, что когда мужчина расскажет ей о своих болевых точках, то в будущем, во время скандала или разрыва отношений, женщина будет целенаправленно давить на болевые места, стараясь уязвить мужчину как можно сильнее. И если у неё появится любовник, то женщина, чтобы потешить его самолюбие, будет рассказывать про все болевые места своего мужчины, принижая его таким образом и оправдывая свою измену. Поэтому если вы хотите себя обезопасить от этого, то можно воспользоваться методом ложной цели - это своего рода холостое ружьё, которое вы на будущее даёте своей женщине. Суть метода такова: придумываете несуществующий страх, который как бы вас мучает и тяготит и делитесь с ним с женщиной. Например, страх остаться без своего жилья на улице или боязнь одиночества. Через какое-то время, когда случится бурный скандал и выяснение отношений, вы можете услышать из уст женщины выражение, что "ты никому не нужен и сдохнешь как бомж под забором!". Так женщина будет бить мимо цели, не задевая вас - тем самым вы обезопасите себя от тяжёлого разрыва отношений и сохраните свою психику. Как известно, мужчины тяжелее, чем женщины переживают разрыв отношений.

Как я писал выше, мужчины почти никогда не признаются в своей слабости и своих проблемах, так как это равносильно для них поражению. Это хорошо выражается в их отношении к здоровью. Многие из них, например, имея высокую температуру, будут выполнять все свои обязанности и ходить на работу, превозмогая физическую боль и слабость. Они не будут соблюдать постельный режим и предписания врача и будут говорить, что у них "всё нормально".

Сам факт болезни уже начинает бить по образу настоящего мужчины, поэтому они, чтобы соответствовать гендерной и социальной роли, будут превозмогать всеми силами. Из-за этого мужчины запускают свои болезни, провоцируют инфаркты и инсульты - всё ради того, чтобы сохранить свою гендерную роль в целостности и сохранности и соответствовать образу настоящего мужчины, даже в ущерб своему здоровью. Это особенно ярко выражено у трудоголиков.

Вообще, следует признать одну вещь, свойственную почти всем мужчинам - они упёрты и настойчивы в том, что приносит им вред. В этом есть своего рода стоический героизм, когда через свои страдания мужчина показывает и доказывает другим, что он настоящий мужик, который не будет жаловаться. (Яркий пример - история Игоря из пролога)

Другая важная потребность мужчины, о которой они обычно молчат - это мудрый отец или старейшина рода, к которому они могли бы прийти за советом и получить поддержку. В древние времена эту важную функцию выполняли старейшины и религиозные деятели - благодаря им мужчина чувствовал и ощущал опыт и мудрость предков, которые давали ему силы и формировали зрелую психику человека, способного брать на себя ответственность и выполнять функции, способствующие сохранению рода (воевать, добывать пищу, строить жильё и пр.).

Современный человек оторван от всего этого. Часть мужчин выросла без отца, другие не имели близких отношений с отцом, да и сам отец мог иметь психологические проблемы, которые в процессе воспитания передаются его сыну. Другие несут в душе обиду и злость на отца. Религиозные институты тоже не играют значимой роли в обществе (за исключением мусульманских стран). Современный мужчина не знает, где может получить мудрость жизни и не понимает, как ему обрести подлинную маскулинность.

В советском фильме "Застава Ильича" (так называется полная версия фильма "Мне двадцать лет") есть одна интересная сцена, которая иллюстрирует эту потребность. Фильм повествует о молодых парнях, которые вступают во взрослую жизнь, но ещё до конца не понимают, как именно нужно жить. В одной из сцен, один из главных героев фильма в полутьме общается со своим отцом, погибшем на фронте и спрашивает его, как нужно правильно жить. Эту сцену сложно описать словами, так как она затрагивает глубокие мужские архетипы психики. Созрев физически, но ещё не до конца сформировавшись психологически, главный герой мучительно ищет опору, которая даст ему сакральные и мудрые знания, которые помогут ему обрести психологическую зрелость личности.

Мужчина подсознательно боится конкуренции со стороны других мужчин, сам факт того, что кто-то может быть лучше, чем он, заставляет его нервничать. По этой причине им приходится часто идти в превентивную атаку на других мужчин. Это заключается в том, что мужчина постоянно на словах принижает находящихся рядом других мужчин. Он старается обесценить их, чтобы они не представляли для него угрозы. Поэтому кругом у него одни "лохи" и "чепушилы". Женщины замечали за мужчинами, что некоторые из них постоянно негативно относятся к своим собратьям, причём часто без повода. С годами у мужчин это настолько входит в привычку, что они постоянно всем недовольны и кругом у них одни "дураки". В таких условиях у мужчины сохраняется убеждение, что он выше всех этих "дураков", значит они не представляют для него опасности и конкуренции - такова функция невротической психологической защиты, основанной на обесценивании и связанной с комплексом неполноценности. Жизнь мужчин полна страха и один из главных страхов - это потеря статуса, на психическом уровне это воспринимается как символическая кастрация, которая сродни физическому уничтожению.

Кстати из-за соперничества у некоторых мужчин проявляется "синдром широкой спины" и широко раздвинутые ноги в общественных местах и в транспорте - так мужчина старается выглядеть более грозным, доминантным и "большим" по сравнению с другими мужчинами.

По этой причине мужчины воспринимают других мужчин враждебно и агрессивно, из-за конкуренции им приходится постоянно быть в состоянии мобилизации. Яркие иллюстрации этого - закрытые коллективы (детские дома, спецшколы, армия, тюрьма), где формируется жёсткая неформальная иерархия, основанная на насилии, страхе и агрессии.

Мужчины испытывают сильную потребность в мужском братстве. Они хотят ощущать поддержку своих собратьев, их защиту и покровительство. По это причине мужчины так дорожат разного рода неформальными сообществами, в которых состоят - будь это историческая реконструкция, байкеры, встречи однополчан, рыбаки, охотники и даже преступные группировки - там мужчины чувствуют сопричастность к чему-то общему и ощущают себя в безопасности, а главное понимают, что они не одиноки. Им не нужно всё время быть в мобилизации, ведь братство даёт физическую и психологическую защиту. По этой причине неформальные сообщества так важны и ценны для мужчин в плане психики. В данных группах мужчины пытаются обрести подлинную маскулинность и пройти символическую инициацию личности (яркий пример - "люберы", скинхеды, нацболы, "офники").

Так мужчины помогают друг другу в поиске обретения себя. Если мужчина не состоит в каком-либо сообществе, то он может ощущать себя изгоем. Женщины кстати это не всегда понимают и иногда обижаются, что он опять ушёл в эти тусовки к своим друзьям. Другие женщины думают, что мужчины ходят туда, чтобы выпить в компании с друзьями. Но всё на самом деле глубже. Ведь мужчины ещё с древних времён усвоили, что выжить проще всего группой. Там, в близком кругу, мужчины всегда найдут понимание и поддержку. Это важная для мужчин психологическая разрядка, своего рода ритуал. Даже банальные посиделки в гараже могут нести для мужчин глубокие психологические смыслы.

Настало время рассказать про книгу, которая вдохновила меня на этот текст. Это книга Джеймса Холлиса “Под тенью Сатурна. Мужские психологические травмы и их исцеление”. Это честная и откровенная книга о мужчинах. Многое, что там написано, мужчины не то что не расскажут другим, но порой даже себе в этом не признаются. Они так вжились в свои социальные и гендерные роли, что привыкли к тому, что нужно всё время соответствовать требованиям и ожиданиям.

Автор за основу берёт древнеримский миф о Сатурне. По преданию, его древнегреческий прообраз Кронос оскопил своего отца Урана с подачи своей матери Геи, уставшей от тяжкой бремени (прослеживается Эдипов комплекс), чтобы его не постигла участь предыдущих детей, которых его отец забрасывал в недра Земли, чтобы они не представляли для него угрозы. Заняв его место, Сатурн-Кронос стал таким же деспотом и тираном, как его отец Уран и пожирал своих детей. Одному из его детей, Зевсу, удалось спастись и впоследствии он пошёл с войной на отца.

Этот мифологический сюжет очень важен для понимания глубинной архетипической сути мужской психики. Мужчины живут под тенью Сатурна-Кроноса - кровожадного бога, которому они готовы принести других и себя в жертву. Это бог смерти, агрессии, доминирования и страха, которому бессознательно подчиняются мужчины и живут под его властью. Наследие Сатурна символически выражено в мужских татуировках, где часто присутствуют темы агрессии и смерти. По этой причине мужчины так любят изображения хищных животных и птиц, драконов, холодного и огнестрельного оружия, черепов, скелетов, мертвецов и пр.

Сатурнианское бремя настолько глубоко коренится в жизни мужчины, что оно стало важной частью их психической жизни, даже несмотря на то, что оно несёт разрушение и боль. Мужчины так привыкли к этому, что считают агрессию важной частью своей жизни, стараясь её всячески культивировать. Сатурнианский зов у мужчин выражается во влечении к смерти. Это может быть склонность к экстремальным видам спорта, криминальному образу жизни и стремлении воевать.

У других оно выражается как пренебрежение к собственной безопасности, например, езда без шлема на мотоцикле или с непристёгнутыми ремнями безопасности ("ремни для лохов"), нарушение техники безопасности на производстве, что порой приводит к печальным последствиям. Третьи могут совершать бессмысленные поступки, вроде погромов и порчи чужого имущества. Сатурн-Кронос жаждет крови и смерти и мужчины, повинуясь его бессознательному зову, готовы дать ему это. Стремление к страданиям и жестокости - это своего рода жертвенные дары для Сатурна. Поэтому мужчины с гордостью любят рассказывать о перенесённых тяготах и сложных жизненных ситуациях как важной части своей жизни (например, пребывание в тюрьме, дедовщина в армии, участие в боевых действиях). По этой же причине мужчины так любят фатализм, предрешённость и злой рок судьбы, находя в этом свою мрачную романтику и эстетику, а умереть на поле боя считается героической смертью, достойной уважения.

В этой части текста я хочу проанализировать советский фильм "Парад планет" (1984), который хорошо иллюстрирует мужскую психологию.

Фильм начинается с того, что главным героям приходят повестки на военные сборы резервистов, которые являются для них последними в силу их возраста (им по 40 лет). Данная сформировавшаяся группа представляет собой пример мужского братства. Приехав на полигон, они выполняют поставленную перед ними боевую задачу и побеждают противника. Но приехавшее командование говорит им, что они были убиты из ракетной установки, которая находилась поблизости (это символическая предрешённость Сатурна, ракеты - это прообразы молний, которыми боги карали тех, кто пытался им перечить и стремился выйти из под их власти). И по их приказу они должны умереть, из-за этого они больше не имеют права участвовать в учениях.

Так как учения должны идти ещё несколько дней, а у главных героев теперь появилось свободное время - они отправляются в путешествие по ближайшим окрестностям (как известно, странствие часто связано с психологической трансформацией).

Приехав к местному дому культуры, наши герои обнаружили, что там только одни молодые женщины в большом количестве. Сначала растерявшись и оглядываясь по сторонам, они привыкают к этому и начинают знакомиться. Единственный мужчина, которого они видят - это манекен на витрине магазина. Вечером начинаются танцы и наши мужчины уже нашли себе женщин, с которыми активно флиртуют. Потом они идут к реке и плавают там голые (с точки зрения психоанализа - это символический половой акт). Эта сцена фильма демонстрирует бессознательное стремление каждого мужчины быть в центре внимания женщин и убеждение, что он единственный и неповторимый в своём роде и все женщины от него без ума, а другие мужчины не представляют им угрозы в плане конкуренции (образ манекена).

Вода, олицетворяющая страсть, захлёстывает их с головой, но мужчины плывут дальше и бросают своих женщин (многие мужчины иногда осознают, что секс, который в их жизни играет большую роль, не даёт им полностью залечить душевные раны и тревоги и понимают, что испытывают потребность в чём-то большем). Они оказываются на острове, где горит костёр и там они находят свою одежду. Мужчины начинают вести беседы о жизни и косвенно рассказывать о своих страхах и проблемах через истории о других людях.

Мужчины, сидя у костра, делятся своими страхами и проблемами. Один из мужчин рассказывает историю своего знакомого, который умер от водки. Другой упоминает в разговоре страх старости, характерный для мужчин среднего возраста. Эта сцена наглядно показывает, что мужчины говорят о своих проблемах в своём кругу общения не прямо, а косвенно. Сказать прямо - значит признать публично свои слабости, поэтому мужчины выражают свои внутренние терзания через истории о других людях. Так, через своего рода посредничество, мужчины делятся своими страхами, сбрасывая внутреннее напряжение.

Поведав косвенно друг другу о своих внутренних переживаниях, наши герои идут исследовать остров и находят там одинокого человека с лодкой. Дав ему кличку “Химик”, наши герои садятся в лодку и переплывают реку. Оказавшись на берегу, они видят лес, где безмолвно бродят люди старшего возраста.

Немного растерявшись, наши герои сливаются с этой толпой. Внезапно, одна из женщин узнаёт в мужчине своего сына и просит его сходить к ней в гости, проведать свою мать. Мужчина её не узнаёт и пытается от неё отвязаться. Женщина проявляет упорство, уверяя, что она его мать, а он её сын. Мужчина идёт к ней в гости и она начинает расспрашивать о его жизни. Мужчина откровенно признаётся ей, что жизнь его не сложилась и у него нет близких друзей. Женщина начинает ему читать нотации и учить жизни. Эта сцена демонстрирует материнский комплекс у мужчины. Мужчина не узнаёт свою мать, так как не признаёт, что у него есть данный комплекс. Сама мать проявляет настойчивость и власть над ним, когда учит, как правильно нужно жить - так и материнский комплекс играет большую роль в жизни мужчины, оказывая большое влияние на его психику и поведение. Поэтому мужчина не перечит ей и соглашается пойти к ней в гости и всё рассказать о себе. Мужчина признаёт, что он одинок и не состоялся в жизни - это всё следствие данного комплекса.

Двое других наших героев находят в толпе мужчин, которые сильно похожи на их отцов. Испытывая сильную потребность в отцах, мужчины не знают, что им сказать, поэтому идут с ними рядом молча. Эта сцена показывает нам, что связь поколений нарушена, отцы наших героев могут сами нести в себе сатурнианские травмы, поэтому и не знают, что сказать своим сыновьям. По этой причине они не могут полноценно передать свой жизненный опыт, полный мудрости, чтобы сыновья смогли пройти ритуал инициации и обрести маскулинность. Другие вообще росли без отца, поэтому иногда даже и не знают, о чём можно говорить с отцом. Поэтому наши герои и молчат, когда находят своих отцов. Но видно, что эта встреча для них очень важна и волнительна.

После символической встречи со своими родителями главные герои идут наблюдать редкое астрономическое явление - парад планет, когда они выстраиваются в небе в один ряд. Эта сцена означает, что данная встреча и путешествие возможно больше никогда не повторятся в их жизни, как и наблюдаемое редкое астрономическое явление. В конце фильма они возвращаются в город и расходятся по своим делам, понимая, что, скорее всего больше никогда не встретятся вместе.

В фильме, кроме мужской психологии, показан ещё кризис среднего возраста, с его переоценкой своего жизненного пути и подведением промежуточных итогов своей жизни.

Другой важной проблемой мужской психологии является женское воспитание в семье и последующие проблемы с маскулинностью. Сейчас у нас в стране большое количество неполных семей, где мальчики растут без отца. Из-за этого материнская фигура имеет большую власть в их психике, при отсутствии отцовской фигуры, которая очень важна для полноценного формирования мужчины.

Холлис в книге "Под тенью Сатурна" подробно описывает материнский комплекс и его влияние на мужчин. Обычно мужчины, выросшие под большим влиянием матери имеют 4 жизненных сценария:

1. Это отсутствие личной жизни. Такие мужчины всячески избегают женщин и не хотят заводить никаких отношений. В их жизни есть только одна женщина - это мать, другие женщины рассматриваются как конкурентки, которые могут представлять угрозу для матери. Поэтому им нельзя давать никакого шанса, чтобы сохранить монополию матери. Это яркий пример созависимых отношений в виде психологического инцеста. В таких ситуациях у мужчин заблокировано сексуальное влечение к другим женщинам. Иногда это может приводить к гомосексуализму, так сын сохраняет главенство матери как женщины в своей жизни. Известны геи, которые всю жизнь прожили с властной и доминирующей матерью.

2. Мужчина, который всячески пытается угодить женщине. Такие мужчины ставят женщину на первое место в своей жизни и живут, по сути, только для неё. Они всегда готовы жертвовать собой ради её желаний и интересов. Женщины часто теряют интерес к таким мужчинам и уходят от них, из-за чего мужчина вследствие эмоциональной зависимости испытывает сильные душевные страдания, которые могут довести его даже до суицида.

3. Мужчины, которые стараются всячески контролировать женщину и иметь власть над ней. У таких мужчин есть проблемы с внутренней феминностью (анимой), которую они всячески отвергают и подавляют в себе и стараются контролировать её вовне. Отсюда обиды, ревность, агрессия, скандалы с женщинами. С помощью внешнего контроля мужчины пытаются обуздать проблемы в своей психике. У таких мужчин ещё ярко выражена гомофобия, Холлис в своей книге трактует это как страх перед своей анимой. Ведь геи ничего плохого не сделали данным мужчинам, но они сильно не любят геев - причина этому внутреннее неприятие своей фемининности. Обратите внимание, что мужчины, которые любят себя позиционировать как мачо и альфа-самец чаще всего имеют все эти качества - ревность, обидчивость, стремление к контролю и гомофобию. Проблема неприятия своей анимы является ключевой в проблеме насилия по отношению к женщинам. Мужчины так боятся себя изнутри, что весь свой гнев и агрессию выплёскивают наружу, направляя её на женщин.

4. У некоторых мужчин из-за гиперопеки со стороны матери может сформироваться сексуальное влечение к женщинам, которые по возрасту годятся им в матери. Это последствия неразрешившегося Эдипова комплекса.

Влияние женской гиперопеки и утрата маскулинности наглядно показана в отечественном фильме "Пыль" (2005).

Главный герой фильма - внешне некрасивый тюфяк неопределённого возраста Лёша, который воспитывается бабушкой. Фильм начинается со сцены, где он с бабушкой идёт в магазин в поиске одежды. В итоге бабушка ему навязывает футболку с рисунком котёнка и Лёше ничего больше не остаётся, как согласиться с её выбором. Он работает сборщиком игрушек на заводе, а в свободное время клеит модели техники - по сути, занимается однообразной и монотонной деятельностью.

Однажды к нему на работу приходят сотрудники спецслужб и предлагают поучаствовать в эксперименте "во имя науки", предлагая большие деньги и больничный на несколько дней как вознаграждение. Лёша, не умеющий отказывать, соглашается. Ему выписывают пропуск и говорят куда и во сколько приходить. Придя в указанное место, он оказывается в секретной лаборатории, где, судя по оборудованию, проводятся какие-то медицинские опыты.

Его заводят в тёмную комнату и начинается эксперимент. Он слышит какие-то странные звуки и видит себя в отражении красивым и атлетичным альфа-самцом. Эксперимент заканчивается и его отпускают домой. Всё это производит на него сильное впечатление, ведь он видел себя состоявшимся мужчиной, полным маскулинности. В итоге у него появляется навязчивая идея вернуться в лабораторию, чтобы снова повторить загадочный эксперимент...

Этот фильм обнажил острую проблему современности, связанную с потерей мужчинами маскулинности. Жизнь и трагедия "лишнего человека" (а точнее сказать "лишнего мужчины"), характерная для русской классической литературы, в наше время обретает большую актуальность. Из-за этого сейчас у нас большое количество мужчин, которые оказались без сексуальных отношений (вынужденных девственников), женщины их не воспринимают в качестве половых партнёров. Их называют инцелами - такие мужчины не могут построить отношения и страдают от невольного сексуального воздержания. Это общемировая тенденция последних лет. А в Японии даже придумали такой термин, как "травоядные мужчины" - это когда у мужчины отсутствует маскулинность и мужественность, его не интересуют секс и серьёзные отношения. Получается, что одни мужчины хотят секса, но не могут его получить, а другим он просто не нужен. Другие мужчины имеют яркие черты инфантильности, всячески избегают ответственности, во взрослом возрасте ведут себя как дети и имеют соответствующие интересы. Это явление называют "кидалт" и синдром Питера Пэна. Всё это говорит о кризисе маскулинности в обществе, который носит уже массовый характер.

Фильм можно трактовать по-разному: это и попытка обрести маскулинность через то, что вредит физическому здоровью (по сюжету, данный эксперимент наносил непоправимый вред Алексею и он знал об этом, но всё равно хотел его продолжить), так и то, что мужчина всю жизнь посвящает себя занятию, через которое, как он считает, проявляет себя как "настоящий мужчина" и выполняет свои исконные функции. Яркие примеры - карьеризм и трудоголизм. Даже добившись больших высот в своём деле, мужчины могут ощущать внутреннюю пустоту.

Многие мужчины, чтобы заглушить свои внутренние проблемы и пустоту, уходят с головой в работу, другие становятся бабниками, третьи - наркоманами и алкоголиками. Мужчины часто идут во все тяжкие, только бы заглушить свою боль души на время. В итоге вся их жизнь - это постоянный бег от самого себя в поисках какого-то суррогата, которым можно прикрыться.

Капиталистическая система дала нам ещё одну идеологию бегства от самого себя - это культ успеха и состоятельности, который в своём фундаменте имеет невротическую основу - фаллический характер, описанный З. Фрейдом. Мужчины, считая, что это может восполнить их утраченную маскулинность, начинают неистово строить карьеру и быть трудоголиками. На этом часто построена реклама и всё общество потребления - вся система состоятельности мужчины определяется его способностью к потреблению. Для многих мужчин это становится синонимом их маскулинности и мужественности, когда они ошибочно считают, что чем выше их статус в обществе, тем больше они наполнены маскулинностью и смогут получить тем самым признание и уважение окружающих. Материальная состоятельность у них ассоциируется с победой над противоположным полом. Так капиталистическая система выгодно эксплуатирует мужскую несостоятельность и психологические комплексы, подбрасывая мужчинам ложные ориентиры. В фильме, в конце, профессор Пушкарь в своём монологе обнажает эту проблему, показывая ложность современных ориентиров на стремлении Алексея продолжить эксперимент, который его убивает физически.

Фигура отца имеет большое значение в психике мужчины и сильно влияет на его жизнь, хотя сам мужчина это обычно не осознаёт.

В венгерском фильме "Отец - дневник одной веры" (1966) есть сцены, где мальчик, у которого умер отец, в воображении создаёт героический образ отца, создавая семейную мифологию, которая нужна ему для полноценного психического развития. В его воображении отец побеждает врагов на войне и уходит от погони, прячет подпольщиков в своём госпитале от неминуемой гибели. Этот фильм наглядно показывает, какую роль фигура отца играет в становлении и взрослении мужчины.

Во взрослой жизни мужчины могут восполнять пробелы из-за отсутствия отца в своей жизни разными способами. Одни могут становиться сектантами, где лидер секты может восприниматься на бессознательном уровне как отец, поэтому мужчины могут полностью уходить в это учение с головой, отрезая себя от привычного образа жизни. Учитывая, что харизматичный лидер обладает своего рода "мудростью" и "знаниями", мужчины, которые испытывают сильную потребность в отце и старейшине рода, могут попадать в зависимость от него и жить только по тем заповедям, которые говорит им гуру.

Другие уходят в разного рода политические организации, где лидер воспринимается как сильный, решительный и волевой, способный вести за собой - как своего рода патриархальный архетипический "отец". Это особенно ярко выражено в националистических политических группах, где мужчины объединяются в братства, поддерживают друг друга и лидер делится с ними своим опытом и знаниями по выживанию и жизненной философией. Иногда из лидера делается своего рода культ личности. Всё это может свидетельствовать о глубокой потребности в отцовской фигуре и попытке обрести маскулинность через инициацию.

Третьи посещают разного рода тренинги, которые ведут мужчины. Коуч-мужчина может восприниматься как отец, который делится своими знаниями по достижению успеха, всячески мотивирует и поддерживает. Он как своего рода маяк, который освещает пути, по которым нужно двигаться, чтобы состояться как мужчина. Многие мужчины, которые посещают данные тренинги, хотят стать таким же, как выступающий перед ними коуч, который предстаёт как эталон статусности и самореализации.

Другие ищут человека, который помог бы им пояснить их неудачи среди женщин и дать им знания, которые помогли бы им нормализовать свою личную жизнь. Это ярко выражено среди зрителей видеоканалов, посвященных мужскому движению, многие зрители которых пишут в комментариях, что лектор для них сродни символическому отцу, который несёт им жизненно необходимые и важные знания, которые помогут им в отношениях с женщинами. Среди таких мужчин много тех, кто рос без отца и/или испытывал сильное влияние матери.

В заключение следует сказать, что из-за современных "модных" гендерных теорий, где традиционные мужские роли переосмысливаются и идёт борьба с патриархатом, среди молодых парней остро стоит проблема поиска своего мужского "Я". По этой причине современные молодые мужчины имеют так много феминных черт, а проявление истинно мужских качеств трактуется в русле данных теорий как "токсичная" и "гегемонная" маскулинность. Это всё в итоге может быть причиной сложных психологических проблем, психических расстройств, самоубийств и приводить к трагическим криминальным инцидентам в отношении противоположного пола.

#мужскаяпсихика, #аналитическаяпсихология, #неполнаясемья, #психология, #мать, #семья, #одиночество, психология отношений, #бессознательное, #мужчины, #семейнаяпсихология, #архетипы, психология жизни, #психоанализ, #мужественность, #отцовскаяфигура, #маскулинность, #отношения, #мужскаяпсихология, #отец, #психологиямужчины, #длямужчин, #гендер, #психологияотношений, #мужчина, #психика, #психотерапия, мужская психология, семейная психология, #психологиясемьи, #гендернаяпсихология, #настоящиймужчина, #психологиямужчин, #страх, #инициация, #юнгианскаяпсихология, #эдиповкомплекс, #безотцовщина

Previous post Next post
Up