Практические рекомендации для психологов-консультантов

Nov 27, 2020 17:23


Данные советы предназначены в первую очередь для психологов и психотерапевтов, но могут пригодиться и всем тем, кто работает с людьми.

Используйте свет в кабинете с цветовой температурой 2700-3000К (это т.н. «тёплый свет»), такое освещение создаёт комфортную и дружескую атмосферу. Данный оттенок ламп ближе всего к традиционной лампочке накаливания, дающей желтоватый свет. Не используйте лампы с цветовой температурой 5000-6500К, такой свет может вызывать тревожность и дискомфорт.

Желательно чтобы не было журнального столика, тумб, горшков с цветами и деревьями и других предметов между креслами клиента и психолога. Они психологически воспринимаются на бессознательном уровне как барьеры в общении.

Рядом с креслом клиента стоит поставить стул, чтобы клиент мог туда положить свою сумку. Обычно клиенты ставят сумку себе на колени и она, таким образом, выполняет функцию символического защитного психологического барьера, за которым клиенты прячутся в закрытой позе. Всё это препятствует открытому и продуктивному диалогу.

Желательно чтобы на окнах были тюлевые шторы или жалюзи - это создаст атмосферу приватности, уединения и доверия.

Не держите личные фотографии в помещении, не стоит размещать в кабинете религиозную, эзотерическую и политическую символику (например, портрет президента). Единственное исключение, если специалист работает в русле православной психотерапии, тогда наличие религиозной атрибутики оправдано.

Не носите в качестве ювелирных украшений на видном месте религиозные и эзотерические символы (знаки зодиака, пентаграммы и пр). Если к вам, например, на приём придёт воинствующий атеист и увидит у вас на шее крестик, то это может в нём вызвать определённые мысли, которые как ненужные помехи будут мешать процессу консультирования. По этой же причине психологу нежелательно иметь татуировки и пирсинг на открытых частях тела. Также консультанту нужно иметь ухоженные руки и лицо.

Психологам нежелательно пользоваться парфюмерией. Запах парфюма может вызывать у клиента какие-то воспоминания и ассоциации, которые могут бессознательно накладываться на процесс психологического консультирования. Парфюмерия может напоминать о каких-либо людях из прошлого клиента - это будет вносить искажения в консультативный контакт. Если клиенту не нравится сам запах - это может способствовать появлению сопротивления. Не стоит забывать, что среди клиентов могут быть и аллергики.

Следует избегать строгого и формального стиля в одежде - это может вызвать барьер в процессе консультирования. Нежелательно проводить психологические консультации с бейджем, так как он придаёт общению некую формальность и официальность.

Если клиент имеет навязчивые мысли, то лучше во время приёма не делать никаких записей. Записи во время консультации могут вызвать у такого клиента тревожность и запустить новый цикл назойливых мыслей, связанных с тем, что же там себе записывает психолог.

Клиенту лучше давать письменные рекомендации по поводу разрешения его проблемы, во время встречи клиент может их не запомнить или не обратить на них внимание. Психологу желательно записывать рекомендации клиенту от своей руки, это даёт чувство интимного и душевного контакта, которое клиент заберёт с собой.

В кабинете обязательно должна быть обычная вода без газа для клиента. В идеале можно поставить кулер. Если нет возможности, то можно закупиться водой объёмом 0,33 л и одноразовыми стаканчиками и держать их на видном месте. Для клиента всегда открывайте новую бутылку.

Обязательны бумажные салфетки, так как нередки случаи, когда клиенты плачут. На всякий случай можно иметь в кабинете нашатырь, если клиент упадёт в обморок от избыточных переживаний и наплыва чувств - хотя такие случаи очень редки.

На стене на видном месте стоит повесить часы. Клиенты часто теряют чувство времени, рассказывая о своих проблемах. Не лишним будет и большой календарь, чтобы клиент мог заранее запланировать следующие консультативные встречи.

В социальных сетях, визитках, сайтах слово «психолог» лучше заменить на «специалист в области психологии». Дело в том, что люди иногда воспринимают психологов как людей, которые находятся в позиции над ними в процессе общения (т.е. «сверху»), читают их мысли и анализируют поведение. Из-за этого человек может испытывать дискомфорт, отсюда вытекает нежелание обращаться за психологической помощью, так как человек может ощущать себя объектом для исследований. Чтобы сгладить этот негативный эффект, лучше использовать нейтральную формулировку, например: «семейный психолог» заменить на «эксперт по семейным отношениям». В разговоре с клиентом лучше говорить не «я психолог», а «я имею отношение к психологии».

Нужно описывать в рекламных текстах жалобы и негативные эмоции так, как их ощущает и чувствует клиент. Следует избегать профессиональных терминов, они могут звучать как диагноз и быть непонятными для клиента. Обязательно упоминайте про конфиденциальность - это поможет снизить волнение и тревожность у потенциальных клиентов. При продвижении себя как специалиста психологу в первую очередь нужно делать акцент не на себе, а на личности клиента и его проблемах. Не обещайте быстрый продуктивный результат работы и не давайте 100% гарантию решения проблемы.

Если у вас есть знания и опыт работы с людьми нетрадиционной сексуальной ориентации, обязательно укажите в профиле что вы ЛГБТ-френдли. Так вы найдёте себе целый пласт новых клиентов.

Психологу не стоит писать в аккаунте о своих личных психологических проблемах, которые у него были в прошлом и про то, как он успешно их преодолел. Не нужно упоминать и о каких-либо фактах своей биографии, которые не относятся к вашему профессионализму (например, упоминать факт развода или физической болезни). Этим обычно грешат начинающие специалисты и те, кто позиционирует себя как «психолог», но не имеет высшего психологического образования. Психологам вообще нежелательно афишировать свою личную жизнь в рабочих профессиональных аккаунтах. Также не стоит эксплуатировать свою сексуальность при подаче себя в соцсетях.

Если женщина-клиент пришла на консультацию с проблемой сложных отношений с мужчинами, домашнего насилия или изнасилования, то желательно, чтобы психологом была женщина. И наоборот, если мужчина-клиент пришёл на приём с проблемой построения стабильных отношений с противоположным полом, измены или разрыва отношений, то желательно, чтобы психологом был мужчина. Это поможет устранить проекции и сопротивление в коммуникациях психолога с клиентом и сосредоточиться на самой психологической проблеме.

Часто бывает, что клиент не знает как обратиться к психологу со своей проблемой и что написать в первом сообщении. Для этого стоит написать шаблон обращения в рекламном тексте. Например: «Здравствуйте [имя психолога]! У меня следующая проблема...». Такой образец поможет клиенту побороть нерешительность и обратиться за помощью.

В переписках старайтесь отвечать потенциальному клиенту сразу, не делайте длительных перерывов в процессе диалога - клиент это может трактовать как нежелание общаться, что может спровоцировать у него тревожность, психологическую травму отвержения и проблему одиночества. Клиенты бывают очень чувствительны, даже в разного рода мелочах. Если в переписке психолог отвечает с длинными паузами, клиент может подумать, что он задаёт глупые и неуместные вопросы и является обузой для специалиста. Следует помнить, что клиенты всё это болезненно воспринимают на свой счёт.

Старайтесь сводить к минимуму продолжительность звонков и переписки, когда потенциальный клиент обращается к вам с целью записаться на консультацию. Некоторые клиенты пытаются таким образом получить бесплатную психологическую помощь и выговориться. Исключения составляют случаи, когда у вас есть подозрения, что человеку возможно нужен другой специалист (например, психиатр или сексолог). В конце разговора ещё раз повторите время и дату встречи, взволнованные и расстроенные люди могут не запомнить информацию с первого раза.

Психологу на первой консультации с новым клиентом следует представиться, кратко рассказать о себе, о методах работы, как проходят консультации и упомянуть, что часть клиентов приходят к вам по рекомендациям. Это даст понять клиенту, что вы хороший и востребованный специалист и он будет знать, что тоже может посоветовать вас кому-нибудь другому в будущем.

Можно повесить копию диплома в рамке на стене - это будет подтверждением клиенту, что вы специалист и профессионал в своей сфере. Это действует на них успокаивающе и не будет вызывать вопросов о вашей квалификации и компетенции. Авторитетность психолога играет большую роль в процессе консультирования. Но не стоит обвешивать всю стену разного рода сертификатами, клиенту в первую очередь важно не ваше образование, а облегчение своего душевного состояния и устранение психологических проблем.

Не стоит первым здороваться за руку с клиентом. Ведь перед вами может быть мизофоб (человек, который боится микробов и грязи) или шизоид, у которого телесные контакты могут вызывать дискомфорт.

#клиенты, #помощьпсихолога, #психологи, #психолог, #консультация, #психология, #психологконсультант, #работапсихолога, #психологическоеобразование, #психологическаяподдержка, #кабинетпсихолога, консультация психолога, #практика, #психоанализ, #приемпсихолога, #психологическаякоррекция, #психотерапевт, #консультативнаяпсихология, #помощь, #профессияпсихолог, #психотерапия, #услугипсихолога, #психологическаяпомощь, #клиент, #психологическоеконсультирование, #психокоррекция, #психологпрактикующий, #практическаяпсихология, #психологическиеуслуги, #кабинетпсихологическойпомощи, #консультациипсихолога, #консультацияпсихолога

Previous post Next post
Up