Мимикрия - это процесс обезличивания через слияние с пространством, который реализуется в морфологических изменениях некоторых животных видов. Воистину здесь происходит искушение пространством, нарушение восприятия пространства, стирание границ между организмом и средой. «И тогда становится ясным, до какой степени живой организм тесно связан с окружающей средой. И вокруг, и внутри него обнаруживаются одни и те же структуры и отмечается действие одних и тех же законов, так что, собственно, он не внутри "среды", но сам еще есть эта "среда"» - замечает Роже Кайуа. Жизнь как бы отступает, стирая границы организма с окружающей средой.
«Желание уподобиться пространству, отождествиться с материей часто встречается в лирике - это пантеистская тема растворения индивида в мировом целом, тема, выражающая, по мнению психоаналитиков, ностальгию о бессознательности зародышевого состояния».
Надлежит свести к общему источнику явления мимикрии как в сфере биологии, так и в сфере магии, а равно и переживания, характерные для психастении, что диктуется самими фактами: таким источником является элементарно-механическое влечение к пространству. Термин «психастения» Кайуа взял у французского психолога Пьера Жане (1859-1947), а общая концепция восходит к Зигмунду Фрейду, в работе которого выводится неизбежное присутствие в человеческой психике «инстинкта смерти». Наконец, обобщающую формулу такой смертельной мимикрии, где культурные практики имитации смыкаются с природной «гибелью всерьез».
У людей мимикрия часто связана с необходимостью соответствия установкам референтной группы или конкретных значимых людей, чтобы получить их признание или любовь. «Мы попадаем в область психологии психастении, а точнее, в область легендарной психастении, если таким образом назвать нарушение устойчивых отношений между личностью и пространством».
Следы мимикрии, можно заметить в отношении - пространство и индивидуум. Миметические способности относятся не только к рефлекторным функциям, но и к функциям общения, социальности как таковой (это заметил ещё Платон в «Государстве»). Культура, безусловно, соединяет природные и социальные отношения, а ядро психоанализа - это различие природы и культуры. Область социальных стереотипов определяет для индивидуума соответствующие ей эталоны. Приобретая значимые внешние атрибуты, можно занять желаемое положение в выбранной социальной группе. Необходимо всё сделать «правильно», для той группы, но не для себя. Варианты: эстетика тела, одежда, гаджеты, машина, район проживания, фото с именитыми друзьями в соц. сетях, посещение элитных мероприятий и т.д. Хочу назвать это, не мной придуманным словом, - «глянцевая жизнь». Блеск «глянца», может затмить подлинную жизнь, которая «отступает на шаг назад», и есть вероятность, что она может исчезнуть вовсе. В процессе работы, между анализатором и анализируемым происходит столкновение с бессознательным, значит столкновение со спрятанными чувствами. Открыть свои чувства и научиться ими пользоваться это то, что может вернуть человека из состояния мимикрии.
Людмила Лоскутова
психолог
кандидат психологических наук