Прежде чем задавать вопрос, вам нужно убедиться с кем вы имеете дело - с крокодилом, лошадью или человеком.
Взаимоотношения - это уникальная связь, которая формируется на основе: страстного увлечения и интереса, точности и доверия, которые каждый человек может привнести во взаимодействие в каждый конкретный момент.
Marianne Bentzen
Все мы, с детства, знаем метафору «Крокодильи слёзы». И эта метафора имеет научное обоснование в теории триединого мозга Поля МакЛина.
Общеизвестно, что наш мозг имеет три специфических уровня, которые определяют восприятие и реагирование на других живых существ. Если говорить проще, на наше общение и взаимодействие с окружающими.
МОЗГ РЕПТИЛИИ (КРОКОДИЛА, ЗМЕИ, ЯЩЕРИЦЫ). Он отвечает за наши базовые рефлексы и примитивные стремления и навыки. Представьте себя крокодилом: ваша жизнь заключается в том, чтобы лежать на солнышке, на горячем камне, охотиться с помощью обоняния, есть, дышать, переваривать, спать и по возможности иметь секс. Мозг рептилии не занимается объяснением вещей, он наслаждается тем, что происходит.
Открыть пространство осознавания рептильного мозга - значит открыть богатую область невыразимого словами сенсорного знания, интуитивного и инстинктивного выбора и навыка следования.
ЛИМБИЧЕСКИЙ МОЗГ (КОШКИ ИЛИ ЛОШАДИ), отвечает за большую часть наших сложных чувств и взаимоотношений. Представьте себя дикой лисой или лошадью: ваша социальная жизнь включает в себя отношения дружбы, родственных связей, перебранок по пустякам, борьбы за власть, иерархию и определённую политику в группе. У вас, конечно есть интимная жизнь, ухаживание и брачные игры. Много времени посвящаетте воспитанию и защите детей.
Открыть пространство осознавания мозга млекопитающих - это исследование богатого, сложного и многоцветного узора взаимодействия, взаимоотношений и групповой динамики, а также социального научения, правил и моральных структур. Это пространство сознания создаёт общество.
НЕОКОРТЕКС (МОЗГ ЧЕЛОВЕКА) отвечает за высшие функции, обучение и все виды творческого мышления. Только у человека развивается сложный язык, концептуальное и абстрактное мышление, многие специфические формы интеллекта, планирование, этика, альтруизм, сферы сложного искусства, науки, духовных устремлений. Неокортекс отвечает за мысли, оценки, суждения, он разделяет реальность на настоящее, прошлое и будущее, может анализировать, просчитывать. Неокортекс отвечает за самоосознанность. Он может перепрошивать более низкие уровни. Когда наступает синхронизация Рептильного, лимбического и неокортекса у человека наступают ресурсные состояния.
Открытие этого пространства сознания даёт нам благоговение, альтруизм, сострадание, сложность мысли и возможность исследования нашего собственного осознавания.
Как, с кем работать?
Работа с крокодилом. Состояние рептилии не выражается в словах. Реакции - зевание, подъём волосков на коже, мерное раскачивание и пр. Между мозгом рептилии и вербальной частью нашего мозга нет контакта. (Вот и ответ на вопрос заголовка «Почему невозможно договориться с крокодилом»?) Рептилии не занимаются объяснением, они наслаждаются тем, что происходит. Здесь необходимо помочь ему наслаждаться своим состоянием. Подойдут трансовые техники.
Работа с лошадью. Лимбический мозг имеет память, такие сложные образования как: ревность, трусливая месть, злорадство - это оттуда. Возможны такие жалобы: другие скупы к ним, игнорируют их. Вероятно, им можно предложить групповую терапию, чтобы помочь лучше почувствовать то, как другие видят их действия и хорошие намерения. Очень важный момент! Интонация вашего голоса в этом случае играет решающую роль. Тембр, высота, скорость, интонации - должны создавать мелодию, благодаря которой можно не просто понимать, но и доверять собеседнику.
Работа с человеком. Диапазон работы очень широк, поэтому его необходимо обузить теми пожеланиями изменений, которые выбирает САМ человек. И если приходиться работать с травматическими событиями, важно, чтобы «воронка ресурса» была равна или превышала «воронку травмы». Старайтесь «не завалиться» в историю.
Согласно теории триединого мозга, его составляющие - «крокодил, лошадь, человек» - образуют карту сознания. Здесь важно не ошибиться, а точно определить месторасположения себя и своего собеседника. Крокодил не поймёт лошадь, а человек не уговорит крокодила, взывая к благородству.
Наша способность настраиваться на собеседника определяется тем, насколько безопасно и компетентно мы можем путешествовать по собственному внутреннему пространству. (Marianne Bentzen).
На учебно-практических семинарах я подробно рассматриваю многие аспекты успешности беседы, интервью, переговоров, презентаций.
Задавайте вопросы, приходите на сертификационные семинары.
Всех вам благ.
Людмила.
Автор текста Людмила Лоскутова
кандидат психологических наук
практикующий психолог
Действительный член и преподаватель
Профессиональной Психотерапевтической Лиги
Автор учебно-практических семинаров
Ведущая терапевтических групп
Можете связаться со мной +7 910 46 46 112
psylosk@gmail.comSkype: psylosk_1
ЖЖ
http://psylosk.livejournal.com/ФБ
https://www.facebook.com/psylosk/ВК
http://vk.com/psylosk