На смерть поэта

Feb 01, 2012 06:12

185 лет назад «закатилось солнце русской поэзии» - 29 января по старому и 10 февраля по новому стилю 1837-го года сончался от перитонита Александр Сергеевич Пушкин.



Он погиб от пули Дантеса, которого он вызвал на дуэль за то, что тот ухаживал за его женой. Наталья Николаевна пыталась предотвратить эту дуэль, предлагая Пушкину оставить на время Петербург, но тот, «потеряв всякое терпение, решил кончить иначе». Как пишут в учебниках, «смерть великого русского поэта, драматурга и прозаика потрясла современников».
Мне иногда хочется отправиться в прошлое, чтобы побщаться с великими людьми как это сделал герой недавнего фильма «Полночь в Париже». Вопросов к Александру Сергеевичу у меня много, и преже всего как к личности. Итак, машина времени, 1836-й год, Санкт-Петербург. Вот запись нашей возможной беседы:
- Александр Сергеевич, почему в Ваших произведениях персонажи часто умирают?
- Как это умирают? Я же очень жизнелюбивый человек!
- Вот Ленский погиб «во цвете лет», а сам роман «Евгений Онегин» начинается со смерти дяди, который сначала «не в шутку занемог». Умирает станционный смотритель Вырин. Гибнет Дон Гуан от тяжёлого пожатия Командора. Вот Пугачёва казнят на глазах у Гринёва.
- Так ведь всё это было. И Пугачёва казнили, и молодые люди гибли на дуэли, и от горя люди умирают. Таков мир вокруг нас.
- А за что Вы «сводите с ума» своих персонажей? Герман в «Пиковой даме», Евгений в «Медном всаднике».
- Жизнь трудна. Человек слаб.
- Скажите, почему в Ваших произведениях играет такую роль судьба, случай? К примеру, «Метель» - это замечательная love story с волшебным happy end-ом, с верой в чудо.
- Я любил в детстве сказки и сам писал потом свои. Вера в чудо - это же чудесно!
- Совершенно верно, Александр Сергеевич. Вы ведь пишете о чувствах, эмоциях, о страданиях. Это всё есть в нашей жизни. И всё же, скажите, почему Ваш современник Дмитрий Писарев пишет о Вас: «Пушкин пользуется своею художественною виртуозностью, как средством посвятить всю читающую Россию в печальные тайны своей внутренней пустоты, своей духовной нищеты и своего умственного бессилия». Я лично не согласен с «умственным бессилием», но про «печальные тайны» сказано, как мне кажется, верно, - продолжал я.
- Вы что, хотите мне диагноз маниакально-депрессивный поставить? Вы что себе позволяете, милостливый государь? - его крик заглушил все мои дальнейшие попытки поговорить спокойно. Я даже не успел предупредить Александра Сергеевича о печальном исходе будущей дуэли - прислуга выставила меня в подворотню.
Жаль, думал я, укрываясь в шинель от питерского пронизывающего ветра, что не удалось показать человеку, что его перепады настроения - это его личностная черта. Жаль, что не удалось научить его чуть-чуть овладевать своей тревожностью. Может, дуэль и не состоялась бы. Хороший был поэт. Вечная ему память.





ментальность, диагноз, психолингвистика, язык, прогноз, время, мистицизм, восприятие, игривость, недосказанность, понимание, культура, идентификация, логика

Previous post Next post
Up