Это может быть так просто. Если одна страна вторгается в другую, она нарушает Устав Организации Объединенных Наций (ООН). Тогда Международный уголовный суд (МУС) в Гааге может рассматривать не только геноцид, преступления против человечности и военные преступления, но и так называемое преступление агрессии, или, другими словами, агрессивную войну. Так скоро ли президент России Владимир Путин предстанет перед судом за нападение на Украину?
К сожалению, все не так просто. Потому что, хотя эксперты в области международного права полагают, что уже имеется достаточно доказательств, чтобы предать Путина и его высокопоставленных чиновников суду за преступление агрессии, у Международного уголовного суда нет для этого полномочий. Россия не признала Римский статут, на котором основан МУС. Поэтому ордер на арест, выданный уголовным судом Путину в середине марта за предполагаемые военные преступления, вряд ли окажет на него прямое воздействие.
Совет Безопасности ООН мог бы поручить Уголовному суду расследовать преступление агрессии, но Россия является там постоянным членом и, скорее всего, своим вето заблокирует уголовное преследование. Так что делать?
У Украины есть четкое представление: она добивается от Генассамблеи ООН создания специального международного трибунала. Россия не имеет права вето там. Образцом для трибунала послужил Нюрнбергский процесс, на котором главные военные преступники привлекались к ответственности после Второй мировой войны. «Прочный мир возможен только в том случае, если мы также привлечем к ответственности агрессоров», - заявил недавно президент Украины Владимир Зеленский во время визита в Международный уголовный суд. Но Запад колеблется. Прежде всего США.
Как сообщает американский новостной журнал Newsweek со ссылкой на украинских официальных лиц, США не хотели создавать прецедент. Причиной этого являются их собственные предыдущие правонарушения за границей за которые они, возможно, также могут быть привлечены к ответственности. Вместо спецтрибунала ООН по образцу Нюрнбергского процесса западные партнеры выступают за гибридную модель.
Специальный трибунал будет основан на украинском законодательстве, дополненном «международными элементами». Федеральный министр иностранных дел Анналена Бербок («Зеленые»), дипломированный специалист в области международного права, предложила этот вариант ранее в этом году. Однако Украина жалуется, что такой специальный суд не лишит правовой неприкосновенности мировых лидеров. Глав государств и правительств могут судить только в международных судах, а не в национальных.
Гибридный вариант также, вероятно, будет менее приемлемым, если в основе лежит украинское, а не международное уголовное право. Неизбежно возникнет обвинение в предвзятости судебного решения.
Эта модель неадекватна для ведения агрессивной войны, цитирует Newsweek ученого-правоведа Дженнифер Трэхан, профессора Центра глобальных отношений Нью-Йоркского университета (NYU). Если бы неприкосновенность Путина была сохранена, это было бы «ужасным сигналом для других потенциальных агрессоров». Она также объясняет нежелание США опасаться судебного преследования за собственные прошлые преступления.
Антон Кориневич, посол Украины по созданию спецтрибунала, уверен, что ему еще удастся убедить скептиков. По его мнению, международный суд «закроет очень важный пробел в подотчетности, который в настоящее время существует в системе международного уголовного правосудия». Необходимо достаточное количество голосов, чтобы Генассамблея ООН смогла создать специальный трибунал по украинскому образцу. Трудно без США и крупных европейских стран, но не невозможно" t-online de
View the entire thread this comment is a part of