Итак, мы побывали вчера на премьерном показе спектакля Александринского театра на сцене Большого. При, надо сказать, большом стечении не самой простой публики. Спектакль Валерия Фокина анонсирован как некая реконструкция спектакля 100-летней давности Всеволода Мейерхольда. Премьера спектакля состоялась в дни Февральской демократической революции в России - в Александринке. Спектакль шёл до 1941 года, до убийства Мейерхольда - и как говорят, с большим успехом. Попытки возобновить спектакль предпринимались, но - неудачно. В театральной программке причиной указывается утеря "ключа" к замыслу. Реконструировать ключ взялся Валерий Фокин.
Фокин очевидно испытывал/ет интерес к наследию Мейерхольда, который привел его в кресло председателя комиссии по творческому наследию Мейерхольда, а также сделал его худруком гендиром Центра имени Вс. Мейерхольда. Ему не удалось получить мейерхольдовский "метод" напрямую, через своих театральных учителей - Бориса Захаву и Марианну Тер-Захарову в Щуке. Да, Борис Захава участвовал в качестве актера в нескольких мейерхольдовских постановках, но было бы странно ждать от Щуки мейерхольдовщины. Оба училищных преподавателя - мастера вахтанговского театра переживания. И постановки самого Валерия Фокина носят на себе отчетливые зарубки того Вахтангова. Поэтому попытка реновации мейерхольдовского спектакля выглядят ну, любопытно и странно. Это, грубо говоря, как если бы Вахтангов пытался моделировать Мейерхольда.
Что получилось в итоге? Грандиозный провал. Эпик фейл.
Что было хорошего и прекрасного?
Костюмы - безупречны. Просто великолепные.
Декорации - как минимум любопытные. Ряд мизансцен почти гениальные. Выход Евгения в зеркальном "отражении" некоей ретросъемки, снятой как бы изнутри сцены мейерхольдовского спектакля - за это можно многое простить. Но не всё. Эта мизансцена - луч света в фокинском царстве. Перемещение и танцы маскарадной массовки - да, тут видна остаточная биомеханика. И позы актеров и псевдоэмоцональные игровые ужимки - все это показывает вполне конструктивистскую театральную работу - то есть этот спектакль о работе, о методе спектакля.
И тут начинается "но". Спектакль невыразимо и тошнотворно скучен. Реконструкция метода не удалась потому что в ней отсутствуют существенные элементы. Главный герой действует в рамках театра представления, он играет театральные ужимки, а молодая героиня драматически "переживает", слово бы шагнула с экрана фильмов Учителя. Игра не складывается, поскольку актеры в разных плоскостях, энергия конфликта не работает.
Речь всех героев - невнятная. Мы находились в партере, половину слов при полной тишине зала расслушать было просто невозможно. Само использование "классических" ужимок и поз репертуарного театра в качестве представления - могло бы стать гениальной идей, невероятно смешным представлением, если бы хотя бы на миллиметр было отрефлексировано и предс-ставлено, а не показано. Репертуарный заскорузлый российский "психологический" театр дико смешон сам по себе, и сыграть его в мейерхольдовском методе было бы отличной и свежей идеей. Но самоиронии в спектакле и близко нет, зато много торжественности и пустоты в пелевинском смысле.
Мне интересным показался ещё один аспект. Валерий Фокин - многолетный фанат и поклонник Мейерхольда, забитого чекистами до куска фиолетового мяса в Бутырке, одновременно - доверенное лицо подполковника Владимира Путина. В марте 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму. Характерная цитата из четырежды лауреата государственной премии: "Самоцензуру надо в себе воспитывать. Ты всегда должен понимать, для чего делаешь свою работу, к кому обращаешься, кто твой адресат". Судя по количеству наград и объемам государственной ласки, адресат это послание получил.