У всех детки умные, не то, что ты

Nov 16, 2023 14:08


В детстве я часто слышала от родителей - «у соседей такая Танечка умница - и учится, и дома убирается и поет и танцует, а ты…».

А еще были юные вундеркинды из телевизора, на которых мне вздыхая указывали - "какие умные детки, а ты…».

А я… я в ответ просто ничего не хотела делать, потому как руки опускались от понимания, что мне не стать никогда подобным совершенством. Иногда это все говорилось при окружающих - тогда вообще хотелось скрыться с лица земли.

Став взрослой, я поняла, что эта проблема множества семей, где родители просто перекладывают своих тараканов в неиспорченные головы своих детей. На родителей обижаться смысла нет, но стоит задуматься, а не становлюсь ли я сама такой мамой.

Корни проблемы и как они мешают развитию ребенка:

1. Боязнь перехвалить, уверенность, что хвалить плохо - из наших корней, близких к мифическим предрассудкам.

Народные приметы полны всяких суеверий и страхов «сглаза». Чтобы не «сглазить» дитя ругали, давали другое имя, пачкали, запрещали хвалить окружающим. Да что там - многие до сих пор боятся показывать окружающим ребенка, чтобы упаси Бог не сказали чего, что отобразится на его здоровье. Эти страхи и суеверия так плотно сидят в нас, что потихоньку превращаются в привычку, которую родители переносят на ежедневное общение с малышом. А ребенок не понимает, в чем тут дело. Но, собственно, понять это малышу невозможно.

Зато тревожность, страхи и привычка «прикрываться» суевериями сохраняется на всю жизнь.



2. Суровая наследственность - распознать легко по отговорке - так делали наши бабушки, наши отцы и нам так положено. Ведь я же вырос нормальным человеком? Работать с данной проблемой сложнее всего, т.к. люди, слепо следующие привычным традициям, как правило, очень ригидны во всем и неспособны увидеть проблему, даже если с их ребенком случится беда. Виноваты будут - школа, детский сад, сосед Вася. А главное, у таких родителей всегда есть ряд примерных людей, во главе которых всегда стоит - угадайте кто? Ну конечно он сам в детстве - сама святость и безукоризненность.

Часто потом дети многое узнают о своем "безукоризненном" предке того, что не соответствует реальности, но бывает уже поздно - паттерн усвоен, а доверие разрушено.

3. Непринятие личных особенностей ребенка - с этой проблемой я столкнулась, когда работала с малышами в очень дорогом центре, куда водили детей очень обеспеченные люди. Желание нагрузить ребенка тем, что «положено», вопреки его уровню развития и особенностям - самая яркая проблема семей такого уровня. Мне показалось, в этом мире гораздо сильнее конкурентность мамочек - «Чье чадо круче». И отставание ребенка от других детей своего круга часто воспринимается как угроза или личное поражение. Весь праведный гнев в этом случае выливается на ребенка, который вообще не понимает, что происходит. А так как элементов, из которых состоит Мерило успеха детей - великое множество (физическое развитие, вербальное, коммуникативное, языки, математика, музыка, да мало ли что еще хочется), то ребенок априори в чем-то хуже других, угнаться за всем просто нереально.

4. Завышенные ожидания от ребенка - продолжение предыдущей проблемы и вообще - бич современного, избыточного мира. Ребенку нужно успеть все, а главное - успеть все то, что сами родители не воплотили в своей жизни сами.

5. Уверенность, что таланты ребенка растут сами по себе прикрывают обычно банальную лень.

Конечно, время сейчас такое, что родителей просто вынуждают заниматься с детьми дополнительно, но не всякий родитель принимает это, даже если это «приличная семья». У моих подопечных малышей были, например, родители, которые оправдывали подобное поведение большим возрастом. Эти родители понимают ценность образования и лелеют в своих мечтах, как их кроха выйдет на высокую орбиту, но вот заниматься и разбираться с чадом последовательно не готовы. Действительно, гораздо проще перевести стрелки и подсунуть пример для подражания. Впрочем, иногда это полнейшее непонимание процессов воспитания. Такая педагогическая «Обломовщина».

Честно скажу, понимать все это и делать - не одно и тоже. Наследственная привычка к реактивным реакциям, усвоенная с пеленок просто так не уберешь.

У меня появились свои дети и однажды я услышала, как моя мама (в присутствии внучки) разговаривала с соседкой, которая вела свою внучку с танцев - Ох, какая ваша Анечка молодец - и учится, и на танцы ходит. А вот наша Оля…

6. Вот еще причина, по которой унижают своих детей - соответствие ожиданиям окружающих, желание сделать приятное соседке, поставив своих близких на ступеньку ниже. Бывает, что желание понравиться «Анне Ильиничне» перевешивает здравый смысл.

Понятно, что с бабушкой была проведена серьезная беседа с дальнейшей проработкой и полным запретом на подобные высказывания. Надо отметить к чести бабушки - она быстро усвоила этот урок))

Разбираться с подобными обидами довольно сложно. Даже если они хорошо проработаны, во взрослом возрасте они могут вылезти в чем угодно - неконтролируемой зависти, замкнутости и боязни общения, страхами перед новым, избегании проблем, а главное - неуверенностью в собственных силах и возможностях.

Так что, дорогие родители, прежде чем ставить в пример своему чаду соседского Васеньку, 100 раз подумайте, остановитесь, оцените - что в данный момент движет вами, потому что это проблема не вашего ребенка, а скорее всего проблема ваших тараканов. Разберитесь сначала с ними.



Previous post Next post
Up