Какая молодчина, настоящая женщина! Дома все начищено, намыто. Куда только мужики смотрят? - Катюшу нахваливали все знакомые, удивляясь, как можно проходить мимо такой деловитой хозяюшки. Но… Сами они не рвались близко с ней общаться.
Постоянное желание все контролировать, тревожность, бесконечное выяснение вопросов кто кому чего должен, чрезмерная щепетильность в малоинтересных мелочах отталкивали от неё людей.
Даже самое хорошее свойство, в избыточном состоянии перерастает в болезнь. И начав прогрессировать, она будет развиваться все сильнее, если её не лечить. Стремление к лучшему - нормально и продуктивно. Но, избыточный перфекционизм это личностное расстройство, способное испортить жизнь не только перфекциониста, но и его окружения.
Постоянное беспокойство, страсть контролировать все и всех, истеричные реакции и развитие компульсивных действий - перфекционизм может быть мучительным. Человеку кажется, что если он что-то упустит, то это непременно закончится чем-то плохим. Его постоянно преследуют мысли о том, что он что-то недоделал. Тревожность становится перманентной и выливается в беспричинную тревожность.
В психиатрии перфекционизм именуется Ананкастное расстройство личности (АРЛ) - психическое расстройство, характеризующееся повышенным беспокойством, тревожностью, перфекционизмом, мнительностью, гипертрофированной фиксацией на деталях, упрямством, чрезмерной склонностью к сомнениям, стремлению к контролю, периодически возникающими навязчивыми мыслями и действиями (обсессиями и компульсиями).
Для людей, страдающих избыточным перфекционизмом это состояние всегда мучительно, при этом, они могут даже не осознавать причину. Вроде все они делают правильно, стремятся к лучшему, но почему-то окружающие часто не разделяют их взгляд на жизнь. Им кажется, что весь мир ополчился против них и их правил.
Проблема еще в том, что перфекционизм социально одобряемое поведение. Перфекционистами не рождаются, ими становятся, когда в детстве было несколько факторов:
- Завышенные родительские ожидания;
- Чрезмерная похвала за высокие достижения и полное обесценивание рутинной работы;
- Сформирована низкая самооценка и чувство неполноценности;
- Постоянное сравнение ребенка с успешными сверстниками;
- Мысли о том, что самооценка зависит от достижений;
- Черно-белое мышление - весь мир делится на правильно и неправильно.