Terry Riley - In C

May 13, 2010 00:33

Первым произведением, последовательно созданным репетитивным методом (и ставшим одним из "классических" образцов американского авангарда), было "In C" калифорнийского композитора Терри Райли.

Его исполнительский состав может быть любым (в авторской записи он включает около 12 - 15 музыкантов, преимущественно духовиков и ударников, но есть также запись варианта для 6 фортепиано). Партитуры нет: есть одноголосная партия, общая для всех исполнителей (лишь фортепиано непрерывно играет "Pulse" восьмыми нотами на звуке C в верхнем регистре). Нотный текст представляет собой последовательность из 53 неодинаковых по длине мелодических сегментов. Их нельзя назвать мотивами, так как полностью отсутствуют приемы мотивного развития и разработка. Исполнители вступают поочередно. Первый из них некоторое время повторяет первый сегмент, пока его один за другим не начнут играть все или большинство других инструментов. Тогда он переходит ко второму и повторяет его таким же образом. Другие музыканты по очереди также переходят ко второму сегменту, тогда как остальные еще продолжают играть первый. Затем и они начинают играть второй сегмент, в то время как прежде начавшие играют уже третий или четвертый. Музыкальная ткань постепенно и незаметно обновляется. В середине пьесы может звучать одновременно несколько соседних по порядковым номерам сегментов. Поскольку почти все мелодические фигуры содержат явные или подразумеваемые тональные устои, пьеса имеет в целом некий "тональный план". Она начинается в до мажоре, в какой-то момент среди до мажора появляется фа диез. Некоторое время фа и фа диез наслаиваются друг на друга. Вследствие того, что все большее число музыкантов проходит от сегмента 12 (явно до мажор) через сегменты 13 - 17 (непонятно что) к сегменту 18 (явно ми минор), возникает тональное поле ми минора. Из ми минора пьеса путешествует в соль мажор и оканчивается в соль миноре. Смена тональностей происходит без малейшего подобия модуляций, без выражения тональных функций: все и всегда остается тоникой. Одно тональное поле плавно вытекает из другого (как перетекают друг в друга пейзажи за окном поезда), при этом на протяжении пьесы иногда возникают "смешанные" поля. Если музыканты опытны и хорошо слышат друг друга, образуется модальная панорама, в которой наплывами выступают различные тембровые группы и структурные комплексы. Таким образом (через 40-50 минут) все исполнители приходят к последнему, 53-ему, сегменту и один за другим выключаются.

В "In C" слушатель вовлекается в постепенно развертывающийся процесс, который протекает в границах статической формы, не стремясь привести к новому смысловому качеству. "Постепенный процесс" - одно из основных достижений репетитивного метода. Если характер европейской процессуальности, основанной на развитии, был сродни движению человеческой эмоции, этапам внутренней жизни, то в американском минимализме он соответствует постоянным и постепенным процессам, протекающим в природе, космосе или же в индустриальном мире: круговороту воды, смене прилива и отлива, ходу планет, движению стрелки часов, перемене фаз в работе механизмов. Некоторые сравнивали прослушивание "In C" Терри Райли с наблюдением над пауком, медленно плетущим свою сеть (которую другой паук с другого конца столь же медленно расплетает, добавим мы). Минималистическая процессуальность не имеет ничего общего с европейским "развитием" и его "финальной" логикой. Она отторгает формулу "от - через к", ей более свойственно "всегда в".

Part 1

image Click to view



еще три части на ютьюбе.
Previous post Next post
Up