А вот в психологии честность - категория фундаментальная

May 25, 2012 00:42


Честность - как фундаментальная категория психологии
             В точных науках есть фундаментальное понятие истинности. Так, например, в математике однозначно определяют истинность того или иного утверждения: либо это истина - либо это ложь. Здесь также работает Закон исключенного третьего: «Третьего не дано». Не бывает «немного истины», или «немножечко лжи».

И некоторые любят у нас правду и «режут правду-матку прямо в глаза». К сожалению, за многие годы усилинной пропаганды, проводимой газетой под названием «Правда», понятия правды и честности как-то поистерлись, что в принципе и послужило идеологической подоплекой распада Советского союза.

Данные утверждения верны, если они фундаментальны. Так можно установить фундаментальность категорий. В случае психологии как науки не все однозначно, и по этой причине сами психологи не относят ее к естественным наукам. Попытаемся проанализировать основные категории психологии с точки зрения формальной логики.

Вернемся к определениям науки психологии и психологических систем. Первое допущение: «Психология относится к естественным наукам». Вопрос: «Психология истинная наука или ложная?» Доказательство проведем по аналогии с математикой, так как в математике общепринятым методом является логика.

Итак, если психология ложная наука, то она не относится к науке, так как научные знания должны быть истинны, и доказаны имеющимся аппаратом знаний. Следовательно, психология относится к предмету естественных наук, так как его положения могут быть доказаны аппаратом естественных наук.

Как доказываются существование элементов физических систем? Элементы физических систем предполагаются на основании теории и доказываются путем экспериментальной проверки.

Так, ядра атомов были предсказаны английским физиком Резерфордом в 1911 году (http://ru.wikipedia.org/wiki/1911_%D0%B3%D0%BE%D0%B4) и экспериментально подтверждены рассеянием рентгеновских лучей на ядрах металлов.

Допустим, что теория психологических функций или элементов, предложенная Карлом Густавом Юнгом верна. Им введены следующие парные функции: рациональность-иррациональность, логика-этика, интуиция-сенсорика, интровертность-экстравертность. Очевидно, предложенный набор функций не описывает в полной мере психологическую систему, так как не учитывают весьма важный аспект принятия решений: может ли индивид принять решение за других, или готов принять чужое решение?

Назовем эту шкалу мужественностью или женственностью, отвечающей, соответственно, мужскому (М) или женскому (Ж) психотипу. Предложенная шкала является фундаментальной, так как не может быть сведена к психологическим функциям, предложенным Юнгом.

Данная шкала была предложена Отто Вейнингером в двадцатые годы прошлого столетия, однако серьезного развития не получила. Вместе с тем, каждый из нас может экспериментально проверить сам, задав в своей семье единственный вопрос: «Кто в доме хозяин». Получив от супруги по полной, можете однозначно убедиться, к какому психотипу Вы относитесь. В реальной жизни, возможно, посложнее. Может не оказаться жены рядом, или Вы не в том возрасте. Но вопрос: «Можете ли Вы принять решение других?»,  имеет всего два искренних ответа.

Или да, или нет. Третьего не дано. Хотя, Вы допускаете разные ситуации. Здесь начинаются неискренние ответы. Вам, мужчине (юноше) по биологическим признаком просто невозможно допустить, как же Вы послушались женщины (девушки)? Никогда. Но это неискренний ответ, вполне обычный ответ тех, кто хочет выглядеть лучше, чем на самом деле.

Неискренний ответ приводит к ошибочной самоидентификации, и легко проверяется дополнительным анализом.

В экспериментальных исследованиях на выборке из более двух тысяч респондентов, начиная с 6-7 классов средней школы до возраста академиков РАН можно отметить одну интересную закономерность, удивительную для меня в самом начале пути исследований в этом направлении. Ни один «академик» не смог разобраться в себе. У младшего испытуемого возраста процент «правильной»  самоидентификации достигает до 90% в выборке из почти 200 детей (6-7  классы). Это означает лишь одно, дети и студенты младших курсов более искренне, чем «академики», которые точно знают, как надо отвечать. В среднем, коэффициент самоидентификации составляет около 80%. Вполне удовлетворительная цифра для психологических исследований, если учесть что подготовленный специалист может выявить ошибки, связанные с неискренностью ответов или непониманием вопросов.

Итак, мне хочется продемонстрировать последний пример самоидентификации в группе студентов третьего курса.

Выборка из 13 человек, один молодой человек, остальные девушки. Подготовка к тестам с рассказом о теории, методе и тесте (впервые для группы) - 20 минут после занятий «на интерес». Результаты самоидентификации обсуждались в группе. На мои дополнительные вопросы отвечали все одногрупники. Результат: 12 однозначно идентифицированных студентов. Одна студентка ошиблась в идентификации. Ошибка проверялась дополнительными вопросами тестирующего, категорическим несогласием группы с типичными ответами.

Последний неоднозначный результат обсуждался повторно через неделю по предложению испытуемого в кругу ее близких друзей. Единственный психотип, который по определению однокурсников «шифруется»: «Инспектор»  - «Калигула». Единственный контрольный вопрос: «А Вы хотели бы быть старостой?». Все подруги однозначно подтвердили признаки Инспектора. Самый верный признак: он преподносит окружающим себя таким, как они должны воспринимать его для того, чтобы было легче управлять ими.

Если не получается, то он обязательно найдет способ.

В проведенном нами психологическом эксперименте мы столкнулись еще с одним фундаментальным понятием истинности в психологии - категорией Честности, однозначно не сводимым к ранее описанным категориям.

В психологическом пространстве «Честность» можно отразить белым цветом стрелки (W - White) и, соответственно, «Нечестность» - черной стрелкой (B - Black).

Тогда число разделяемых психотипов N достигнет

N=26= 64,

C учетом четырех отмеченных Гиппократом отличий в психологической массе M, число распознаваемых психотипов составит - 256.

Теперь, наконец, самым сложным остается придумать тест на честность. Найти тот самый вопрос, ответ на который даст однозначную характеристику честности. Попробуем сделать это вместе.

Проблема честности волнует человечество со времен Адама и Евы, того самого яблока, которое Ева сорвала с дерева, несмотря на наложенный запрет. То есть в самой легенде о зарождении человечества содержится информация о нарушении установленного Всевышним закона. Возможно, если бы Ева оказалась послушной женщиной, человечество не имело бы продолжения. Но она оказалась честной перед собой и перед своим единственным мужчиной. И наш мир состоялся благодаря своей родоначальнице и поверившему ей Адаму.

Отсюда ясно, что честность - категория личная, относится к биологической природе человека, которая со временем трансформировалась в психологическую категорию. Однако, в обычной и общественной жизни категория честности постепенно девальвировалась. Установление моногамных браков, укрепляя основы семьи, препятствовала свободным взаимоотношениям, более характерным для биологической природы человека. И со времен Древнего Египта и Древнего Рима люди, наряду с институтом семейных взаимоотношений, завели институт платных отношений между полами, теряя честность перед супругами. Только в последнее время молодые люди по факту живут гражданскими браками, поддерживая взаимоотношения на честном слове. И, как бы к этому институту гражданских браков мы бы не относились, именно свобода взаимоотношений позволяет осуществить правильный выбор методом проб и возможных ошибок. И именно в гражданском браке имеется возможность исправить допущенные ошибки.

Возможность же ошибочных браков легко предсказывается теоретически - она очень велика. Гораздо легче вычислить весьма незначительную вероятность теоретически удачных браков.

Самый удачный брак - это дуальная пара, полная противоположность всех психологических функций, кроме первых, которые должны быть общими для этой пары (или рациональной, или иррациональной). То есть 1/16*1/16  = 1/256.

Или всего четыре удачные семейные пары на целую тысячу не слишком удачных при спонтанном (необдуманном) распределении.

На самом деле количество счастливых существенно выше благодаря интуитивно правильным взаимоотношениям между полами в школьном или студенческом возрасте. О крепости таких браков каждый из нас может привести много удачных примеров. К сожалению, в более позднем возрасте у людей появляются более жизненные потребности. Кого-то интересуют девушки помоложе, кому-то интересны мужчины побогаче. Искренность желаний пропадает, приоритетами становятся все более растущие материальные потребности.

Таким образом, можно заметить, что полуторалетний ребенок вполне искренне кричит своему папе первые в своей жизни слова: «Папа дууу…ааак!!!», не вполне отчетливо выговаривая буквы «РРР». Я знаю, что он действительно не очень разумен, так как ранним утром тащит ее в ею ненавистный детский сад, хотя, на мой первый взгляд, этот садик выглядел самым лучшим в городе, где даже был бассейн. И я своей дочери за один вечер сшил на швейной машинке первый и последний в своей жизни банный халатик для бассейна. Моих нервов хватило лишь на неделю, а моя дочь чем-то успела за это время заболеть. Ровно на этом кончились ее и мои мучения.

Теперь уже моя внучка, в два с половиной года сходила в садик два дня по два утренних часа. После первого дня она все рассказывала про мальчика, который «Все время все плачет и плачет…». И у самой слезы на глазах.

На второй день, когда через два часа пришла забирать ее бабушка, она сама не раздевшись, забралась в постель и рыдала от непередаваемой тоски. Через несколько месяцев этот неудачный садик, принадлежавший местной академии наук, закрыли. Видимо, слезы моя внучка и тот мальчик вылили не зря.

Буквально за неделю до закрытия этого детского садика моя дочь попросила меня отыскать свидетельство о рождении внучки, так как она никак не могла найти его дома. Заведующая буквально стрясла с воспитательницы внучки зажатый ею документ. Он оказался измочаленным и порванным вдрызг почти на равные части. Мне стало дурно, и я понял, почему плакал тот мальчик. И догадался, почему было тяжело моей внучке.

Дети же вполне искренни в своих словах и поступках, и только мы, взрослые, учим их ненависти и лжи. И хорошо, что не все дети восприимчивы ко лжи, и спасаются от ненависти, заболевая вполне естественным образом.

Таким образом, сама социальная среда учит наших детей лгать и выкручиваться, а они, по возможности, и по своим силам отчаянно сопротивляются. Детям с устойчивой психологической системой удается сохранить свое нутро.

Побежденные в этой неравной борьбе дети теряют свою психологическую устойчивость. Они превращаются в сломанных и истеричных детей, которые уже требуют реабилитации в самом раннем детском и школьном возрасте. Но многие сломанные в раннем детстве дети так и не могут восстановиться и превращаются в злобных или замкнутых подростков, склонных к жестоким поступкам или суицидам.

Таким образом, искренние люди живут в согласии со своей природой, в которой не заложены принципы уничтожения представителей своего вида, как это происходит в настоящее время. Даже в волчьей стае вожак держит стаю знанием поведения своей добычи и умелой организацией охоты, но никогда не допускает покушений на представителей своего сообщества.

Так вот, принципиальным вопросом проверки честности может быть только собственное признание (так называемый «Тест на честность перед собой»):

Поступаете ли Вы всегда по своей природе - Белая линия «W»?

Могу иногда поступиться принципами при крайней нужде - Черная полоса «B».

Конечно же, я не слишком уверен, что люди будут искренне отвечать на эти вопросы. Но мы - же не сотрудники особых отделов, где проверяют на полиграфах - детекторах лжи. Все предлагаемые тесты предназначены для самоидентификации. Наконец, человек всегда хочет знать правду для себя. Если даже она тебе не слишком нравится. Ведь истину знать полезно самому в первую очередь. Почему-то я уверен, этими тестами люди могут воспользоваться для самих себя. И если понадобится, можно будет обратиться к специалистам, которые, возможно, смогут найти ошибки.

Лично я по жизни выбираю искренних. Коллег, учеников, учителей… С ними и легко, и не слишком легко работать. Но точно знаешь, что они не подведут. А в науке это главное. Да, пожалуй, везде, в том числе среди продавцов, пока не обманут. Даже в политике. Нечестных не терпят в Америке, как показал Уотергейт. Не терпят в Европе президентов, занимающихся плагиатом. Борьба за честность объединяет людей.

Честность стала востребованной.

А вот в психологии честность - категория фундаментальная.

женственность, Честность, мужественность, Тест на честность

Previous post Next post
Up