Попробую объяснить, как я это понимаю, что произошло в Украине.
Много букв, некоторые из которых могут оказаться непонятными, если вы не смотрели фильм "Кин-дза-дза". Но если смотрели, чтение не должно вызвать никаких сложностей.
Итак:
Представьте себе газовый вентиль. Вентиль регулирует подачу "кацэ" (то есть газа) из России в Европу. Открыт - есть кацэ. Закрыт - нет кацэ. Представили, да?
У вентиля стоит человек, во власти которого - открыть его или закрыть.
Это может быть президент. Или премьер-министр. Или олигарх. Не суть важно, кто. Важно, что именно от этого человека зависит, будет этот вентиль открыт или закрыт.
[Европейским чатланам очень нужен российский кацэ]Европейским чатланам очень нужен российский кацэ, много кацэ. А у дяди Вовы его много, очень много. Так что интересы чатлан и дяди Вовы полностью совпадают. Чатлане получают много кацэ, а дядя Вова - много чатлов. При этом нужно отметить, что чатланам - намного важнее купить кацэ, чем дяде Вове - его продать. Потому что чатлане - не единственные, кому нужен кацэ. Кацэ дядя Вова может продать и Китаю. А вот чатланам, кроме как у дяди Вовы, купить кацэ больше негде. По крайней мере, в обозримой перспективе.
Единственная проблема в отношениях чатлан и дяди Вовы - это пацаки, на территории которой расположен этот вентиль. Даже не труба. Вентиль. Этот вентиль был всегда открыт, и кацэ шёл чатланам бесперебойно. Но если очередному пацаку, который пришёл к власти и занял пост у вентиля, придёт в голову его перекрыть, то чатлане останутся без кацэ, а дядя Вова без чатлов. И этой нехитрой угрозой - перекрыть вентиль - пацаки снова и снова выторговывали себе много кацэ со скидкой и жёлтые штаны. При этом дядя Вова добросовестно платил за транзит кацэ, так что никаких оснований для дополнительных бонусов у пацаков вообще-то не было. Тем не менее, дядя Вова соглашался. Что кацэ? Спичку хочешь? Ну на тебе спичку.
Пару раз пацаки явно переоценивали свои "перекрывательные" возможности, требуя ещё больше кацэ. Дядя Вова хмурился и говорил - нет. Пацаки брались за вентиль, но не учли, что чатланам, как я уже сказал, получать кацэ важнее, чем дяде Вове его продать. Тут же поналетели чатланские эцелопы (еврокомиссары, энергокомиссары), и пацакам, осознавшим, что за это могут и транклюкировать, приходилось приседать и включать заднюю.
Тем временем правительство, которое жило на другой планете, научилось делать луц из воды. Они брали воду, закачивали её землю, вызывая гидроразрыв пластов, а на выходе получали луц, который они назвали сланцевым кацэ. Производство угрожало планете засухами и землетрясениями, но кацэ был важнее. Со временем, правда, выяснилось, что производство луца из воды - не такое прибильное, как ожидалось, а компании по производству сланцевого кацэ стали терпеть убытки. Причем чем больше кацэ они получали, тем более убыточным становилось производство. Но почему? Ведь кацэ такой дорогой! Почему дяде Вове - выгодно иметь много кацэ, на Ближнем Востоке - выгодно иметь много кацэ, а на этой планете - нет?
Тут надо сказать два слова об экономике.
Тем, у кого нет кацэ, надо иметь много-много чатлов, чтобы его купить. Чтобы иметь много чатлов, нужно много-много арбайтен. Делать разные пепелацы. Пепелацы можно обменять на чатлы, а на чатлы купить кацэ. Проблема в том, что для производства пепелацев нужно много кацэ. Нет кацэ - нет пепелацев. Нет пепелацев - нет чатлов. Таким образом пацаки одним движением вентиля могли оставить чатлан без кацэ, и - как следствие - без чатлов.
Тем, у кого много кацэ, намного легче. Они меняют кацэ на чатлы, а на чатлы покупают пепелацы. Ну, например, "Мистрали". В теории чатлане могут отказаться от продажи своих пепелацев (санкции), но тогда они останутся без чатлов. А дядя Вова как получал чатлы за кацэ - так и будет получать. Если же пацаки перекроют вентиль (чтобы лишить дядю Вову чатлов), или если это сделают сами чатлане, то остановится производство их пепелацев, а без пепелацев, как я уже сказал, нет чатлов. А у дяди Вовы кацэ как был - так и останется. А "кацэ очень дорогое", я напоминаю. И желающих его купить - намного больше, чем желающих покупать пепелацы.
Так что когда пацаки украли спичку, дядя Вова кукукать не стал, а взял и перекрыл вентиль, и потребовал спичку вернуть. Что было дальше, вы знаете. Ющенко транклюкировали (в переносном смысле). Тимошенко, после того, как вернула спичку, выписали эцих без гвоздей (уже в буквальном). А у газового штурвала встал Виктор Янукович - самый прочатланский президент за всю историю пацакской незалежности.
Я не оговорился. Именно Янукович был самым прочатланским президентом. Потому что единственное, что от него требовалось - это ни в коем случае ничего не трогать. Практически как в анекдоте про Белку, Стрелку и чукчу.
- Белка! - Гав-гав! - Проверь показания приборов. Стрелка! - Гав-гав! - Проверь давление в газовой трубе. Янукович! - Гав-гав! - Покорми собак и ничего не трогай!
И Янукович не трогал. Голубой кацэ бежал, качался. За это пацаки имели желтые штаны и много кацэ. И всех это устраивало, всех: и чатлан, и дядю Вову, и пацаков. Не устраивало только правительство, которое жило на другой планете.
У правительства было много сланцевого кацэ. Кацэ было очень дорогое, и правительству, которое придумало, как делать его из воды, показалось, что игра стоит свеч. Они вложили в его производство десятки миллиардов чатлов и уже приготовились носить малиновые штаны, как вдруг выяснилось страшное.
Желающих купить их кацэ - не было.
Оно было и дороже, чем у дяди Вовы. И хуже качеством. И взрывоопасней. И - в силу того, что правительство жило на другой планете - намного сложнее для перемещения. А машинки перемещения у правительства не было. В теории машинку перемещения можно и построить, но для этого, во-первых, опять нужны миллиарды чатлов, и, во-вторых, заинтересованность тех, кому нужен кацэ. В первую очередь - у чатлан.
Но у чатлан такой заинтересованности не было. Зачем им сланцевый кацэ, когда кацэ есть у дяди Вовы, который и дешевле, и лучше? И главное, что у дяди Вовы есть машинка для его перемещения. Единственное, что вызывало некоторые опасения - это пацаки, которые в любой момент могли перекрыть вентиль, и оставить чатлан без кацэ. Но сейчас у вентиля стоит пацак, который добросовестно его не трогает. Раз. Пацака, если тронет, всегда можно транклюкировать. Один уже тронул - и где он теперь? В ящике сидит. Два. Ну и, наконец, три: дядя Вова строит еще одну машинку перемещения. "Южный поток" называется. Так что скоро пацаки могут крутить вентиль хоть до посинения, чатланам холоднее не будет. А правительство может засунуть свой сланцевый кацэ себе в Белый дом.
В результате правительство осталось без чатлов и с огромным количеством никому не нужного кацэ. И что было делать, непонятно. Вернее, понятно: нужно сломать у дяди Вовы машинку перемещения. Тогда чатлане останутся без кацэ, и будут вынуждены менять свои чатлы на кацэ правительства. Но как это сделать? Как сломать машинку перемещения дяди Вовы?
Поразмыслив, правительство нашло три возможных варианта решения проблемы.
Первый. Транклюкировать пацака, стоящего у вентиля (скоро как раз выборы), а на его места поставить другого пацака, который его перекроет. Но этот вариант правительство отвергло. Они уже делали это, и где результат? В ящике сидит?
Второй. Транклюкировать машинку перемещения дяди Вовы. Машинка старая, еще со времён гастронома, вполне может и сломаться. Но этот вариант правительство тоже отвергло, так как дядя Вова строит ещё одну машинку. Сейчас интерес к ней у чатлан невелик, но если старая вдруг сломается, то чатлане сами будут умолять дядю Вову побыстрее её достроить.
И третий. Транклюкировать дядю Вову. Но и этот вариант правительство тоже отвергло. Дядю Вову просто так не транклюкируешь, он сам кого хочешь транклюкирует.
Три варианта - и ни один не подходит. И что делать?
И правительство - вероятно, от отчаяния - сообразило, что делать. Прилетело к чатланам и говорит:
- Кю! А зачем вам ещё одна машинка перемещения?
- Ну как же? А если пацаки нам вентиль перекроют? - удивились чатлане.
- Кю! Пацаки чатланам на голову сели! Кю! И долго вы перед ними приседать будете?
- Ну так а что делать? - опечатились чатлане. - Украина - пацакская планета. Поэтому мы, чатлане, должны перед ними...
- Кю! - перебило правительство. - Пацакская планета? Так сделайте её чатланской! И кто тогда перед кем будет приседать, а?
И перед чатланами, как и перед васюкинскими шахматными любителями, открылись ослепительные перспективы евроинтеграции. Украина станет чатланской - и пацаки в один миг окажутся на чужой планете. И тогда уже они, пацаки, будут приседать и "ку" делать. Но главное - в руках у чатлан окажется машинка перемещения. И больше никакой пацак не дотронется до её вентиля. Никогда.
- Вот именно! - кричало правительство. - Как только Украина станет чатланской, машинка перемещения станет вашей! И больше никто - никто, слышите? - не посмеет закрыть вентиль. А тогда зачем вам ещё одна машинка, которую строит дядя Вова? Не нужна она!
Тут надо отметить, что правительство со вчерашнего дня ещё ничего не ело. И поэтому его красноречие было необыкновенным.
- У вас уже есть одна машинка, и она прекрасно работает! Будете получать кацэ напрямую у дяди Вовы сколько захотите. А пацаки не нужны. Можете их потом вообще катапультировать, они только лишнее топливо жрут. Или пусть ползают на четвереньках, а вы будете на них плевать и удовольствие получать.
Чатланам идея очень понравилась. Они предложили пацакам вступить в союз с чатланами, пообещав отменить гравицаппы (без гравицапп пацаки не могли летать к чатланам) и выдать много чатлов. Пацаки обрадовались и приготовились вступать.
- Вступят, - заволновались в окружении дяди Вовы. - Никуда они не вступят, - спокойно ответил дядя Вова. - Они из-за спички удавятся.