Помните, я писал о
лицепожатии?
В контексте этого поста было сделано замечание, что примеры из фильмов с психологией могут никак не связаны, так как выбор стороны определяется композиционным решением.
Иначе говоря, персонажи фильмов лицепожимаются левосторонне или правосторонне не потому, что это определяется какими-то законами психологии, а просто потому, что так нужно режиссеру.
Но прямых доказательств этому не было. А теперь - кажется - есть. Смотрите:
Узнаете кадр? "Терминатор 2: Судный день". Сара Коннор громко плачет: Дайсон не был умертвячен. Как видите, Джон лицепожимается с матерью левосторонне (напоминаю, что левосторонне - потому что левой щекой), из чего - в теории - можно было бы сделать какой-нибудь полезный вывод о Джоне с психологической точки зрения.
Однако через мгновение Джон отстраняется, а камера "перемещается" в противоположную сторону, и снимает уже не со спины Джона, а со спины Сары. И в этот момент Джон снова порывается лицепожаться.
Ап! Джон вдруг волшебным образом меняет левостороннее лицепожатие на правостороннее. Наглядный пример, как герои меняют свою обнимательную стратегию потому, что так требуют законы кино.
Тем не менее, вопросы остаются.
Например, непонятно, почему в отечественных фильмах на порядок больше левосторонних (как на первом фото) обниманий, а в европейских и американских - правосторонних (как на втором фото).
Например, в "Сопрано" преобладает правостороннее лицепожатие, а в "Бригаде" - левостороннее. Почему? Одними только законами кино этого тоже не объяснишь.
Не менее любопытно, что когда Белый побеждает на выборах, и все бросаются обниматься, то лицепожатие вдруг меняется на правостороннее.
То есть закономерность все равно остаётся.
Левостороннее - ритуальное, социальное. Правостороннее - эмоциональное.