В продолжение предыдущего поста о летнем списке книг расскажу о разной мотивации к чтению детей, хорошей идее от детского сада, а заодно покажу наш сегодняшний список книг для дошкольника.
Про разную мотивацию детей к чтению
Всем известно, что мотивация - это очень индивидуальная, сугубо личная вещь. В любой деятельности именно мотивация является самой важной ее частью. Если обобщить, то вся психология направлена на работу именно с мотивацией человека.
Например, у взрослых от правильного осознания собственной мотивации зависит правильность формирования жизненного замысла, от которого, в свою очередь, зависит и траектория, и качество всего жизненного пути.
Детско-родительские отношения своим качеством тоже обязаны пониманию родителем детской мотивации, умению найти нужный подход к ребенку именно через его мотивационную сферу и гармоничное ее сочетание со своей.
К чему это я.
Если мы про чтение, то у разных людей, как взрослых, так и детей, мотивация к чтению может быть разной. Соционическая типология позволяет их описать в самых разных видах (например, 8 или 16 видах).
Про парочку из таких видов я и расскажу на примере своих детей. Типы мотивации к чтению очень отличаются у дочери и сына.
Если мотивацию дочери к чтению можно назвать преимущественно познавательной - это когда ее увлекает сам процесс чтения, как познания, открытия новой для себя информации, что основывается на потребности познавать, скажем так, в чистом виде (эта мотивация доминирует и у меня, поэтому нам с дочкой было легко найти здесь общий интерес и ритм чтения). Кстати, с началом подросткового возраста начала заметно усиливаться мотивация познания человеческих отношений.
То у сына эта мотивация больше связана не с чистым познанием, а с практико-социальной стороной этого познания. Т.е. его увлекает чтение настолько, насколько оно связано с практической и социальной стороной его жизни, насколько объясняет ему какие-то явления (не столько в теоретическом, сколько в практическом ключе) и насколько соединяется с его повседневной социальной активностью.
Такая разница сказывалась на том, насколько много и активно я читала своим детям. Если с дочерью мы перечитали нашу очень немаленькую домашнюю библиотеку, большинство книг по несколько раз, то с сыном этот процесс идет гораздо медленнее.
Дочери было, по большому счету, все равно что читать, она во всем находила свой познавательных интерес, впитывала любую информацию. То сын в этом плане гораздо более избирателен. К тому же не испытывающих такую потребность в чтении, как в получении абстрактной информации, больше нуждался в практико-ориентированной. Добавить сюда еще и тревожное отношение ко всему новому (слабая интуиция), когда я долго уговариваю начать читать новую книгу, убеждая, что она ему «точно-точно понравится», становится понятно, что с ним мы читали намного меньше. С его стороны меньше инициативы, с моей - дефицит времени и желания настаивать и уговаривать, трудности в подборе литературы.
И в этом вопросе для нас неожиданно пришел на помощь детский сад, да еще и с такой простой, но замечательной идеей, что я захотелось о ней рассказать.
В этой идее, по сути, нет ничего особо нового, но то, как удачно она попала на потребности моего ребенка, может показать, как можно помочь детям с похожими потребностями и типом мотивации (да и вообще - всем).
Идея заключалась в организации воспитателями такого себе челленджа по чтению в группе детского сада. Они вывесили трекер прочитанного - «Экран прочитанной книги», выбрали книги для совместного чтения родителями с детьми и в помощь родителям предложили список вопросов для обсуждения.
Задание простое и посильное, но очень помогающее, во-первых, в организации времени для чтения, что очень полезно таким занятым родителям, каким, например, была я. А, во-вторых, подстегивают мотивацию детей очень особым образом.
Так, сын, услышав об этой затее, настолько проникся, что его инициатива к совместному чтению выросла в разы.
Сразу хочу отметить, что дело не в конкуренции, этот момент на моем особом контроле. Я придерживаюсь позиции, что этого нужно если не полностью избегать (это невозможно), то максимально уменьшать ее значение, делая незначимой, особенно в познавательной и учебной деятельности. Искажение мотивации в сторону социальной конкуренции очень негативно скажется на дальнейшем познавательном мотиве обучения ребенка.
Список книг был такой:
- «По щучьему веленью».
- «Царевна-лягушка».
- «Летучий корабль».
- «Конек-горбунок».
- «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями».
- «Сказка о царе Салтане».
- «Огниво».
- «Гадкий утенок».
- «Карсон, который живет на крыше».
- «Чук и Гек».
Больше всего сыну понравилось «Приключение Нильса...» и «Чук и Гек», сильно впечатлил «Гадкий утенок».
Объясню, какие струны мотивации моего ребенка затронула эта затея. Во-первых, сын ощутил себя, что называется, «частью коллектива», эта деятельность их объединила и с детьми, и с воспитателями, с родителями. В общем, активно заработал так называемый «треугольник участников образовательного процесса» - «дети - воспитатели - родители». Таким образом, его мотивацию запустило не само по себе чтение, а именно эта социально продуктивная совместная деятельность. Он с огромным удовольствием отмечает на плакате в саду каждую прочитанную книгу, обсуждает это с другими детьми, получает удовольствие с вовлечением родителей в его детсадовскую жизнь (об этой детской потребность абсолютно всех детей надо будет рассказать отдельно).
Таким образом, именно для него это создало очень необходимый и недостающий мотивационный фон и сильно увеличило его читательскую активность, он стал активным ее инициатором.
Для дома эта идея тоже, безусловно, очень хороша и полезна, но в более широком социальном кругу - совместной деятельности детского сада и дома - она приобретает особую эффективность.
В общем, детскому саду - методистам, воспитателям - всем причастным к этой затее - огромное спасибо. Жизнь моего ребенка пополнилась замечательным и позитивным опытом. Мы очень быстро прочитали весь список (кстати, первыми:)), сын не капризничал при выборе новых книг, сам каждый вечер настаивал на чтении, преодолевая своей сильной мотивацией мою слабую :).
После окончания челленджа наше домашнее чтение опять сильно замедлилось, а времени организовывать такое мероприятия у меня совершено не было времени. И вот сейчас я наконец добралась до этой затеи и составила списки для детей, состоящие из книг, которые есть у нас дома. Сын активно участвовал в этом деле, поэтому в список пришлось включить книги, которые мы уже читали (про Нильса, царя Салтана) :))). Из некоторых книг мы (про Муми-троллей, бабушку и 8 детей, русские народные сказки, про Карсона, энциклопедию) мы уже что-то читали, будет хороший повод дочитать.
"Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие", ""Аврора из корпуса Ц", "Серебряное копытце", "Карсон, который живет на крыше", "Русские народные сказки", "Энциклопедия дошкольника", "Лиса и заяц", "Чудесное приключение Нильса с дикими гусями", "Всё о папе, маме, бабушке и 8 детях", "Хороши малыши"
Кстати, этот метод хорошо работает и для меня. Несколько лет назад, когда у меня было больше свободного времени и я изучала такой метод самоорганизации, как буллет-джорнал (кстати, очень успешно, мне понравился этот подход), я составляла для себя список книг и делала похожий трекер. Было легко проследить динамику - в такие периоды я прочитывала наааамного больше, чем в обычное время. Это относилось и к другим занятиям.