Рассказала недавно в тг-канале об использовании в работе с дошкольниками «инновационной» формы занятий, а именно - письме перьевой ручкой и вообще своими взглядами по этому поводу 🤓 Получилась небольшая подборка материалов.
Первым делом вспомнила свою статью к прошлому зимнему марафону ко Дню почерка и ручного письма, в которой рассказала о собственном опыте коррекции почерка и освоения перьевой ручки.
Про особую ценность письма перьевой ручкой я слышала очень давно, но только собственный опыт позволил в полной мере понять всю механику этого процесса, ощутить ее влияние на навык письма в целом и понять отличия с письмом шариковой ручкой, которые порождают главные причины трудностей постановки почерка как у детей, так и у взрослых.
Такой опыт привел меня к тому, что я испытала этот подход к коррекции письма не только на себе, но и в работе с дошкольниками и младшими школьниками.
Все результаты однозначно положительные! Единственным препятствием для такого способа освоения навыка письма является большая загруженность детей как в дошкольный, так и в школьный период. Для таких занятий надо выделять отдельное время, делать это регулярно и систематически, для чего надо иметь соответствующую мотивацию (в первую очередь взрослых, потому что это то занятие, которое требует их участия). Что касается детей, то большинство из них с огромным удовольствием занимаются таким видом письма.
Так что если это препятствие преодолеть (избежав насилия и над родителем, и над ребенком), то эффект будет заметен сразу же.
Что касается методики обучения письмом пером, то вполне можно воспользоваться советской методикой чистописания.
Вот замечательная книга 1955 года, которая сегодня переиздается несколькими издательствами 👇
Советская методика чистописания (эл. книга) Сегодня уроки чистописания именно с помощью острого пера включает в свою программу не одна школа (использующие альтернативные образовательные программы). Самой популярной среди них является «Русская Классическая Школа».
Вот отличный фильм про их взгляд на эту методику и особенности ее использования в начальной школе 👇
Click to view
А это электронная книга с поурочным описанием методики чистописания «Русской Классической Школы» 👇
«Уроки чистописания» И.А. Горячева Исследованиями влияния на развитие детей овладения письмом пером (и отличий от овладения письмом с помощью шариковой ручки) занимался известный ученый, врач и педагог В. Ф. Базарный, который обозначил п
исьмо пером в обучении детей как здоровьесберегающую технологию.
Коротко о результатах исследований 👇
Влияние на психическое и физическое развитие и здоровье детей безотрывного письма шариковой ручкой и импульсно-нажимного-перьевой.
Именно острое перо создает нужный эффект для моторики и психофизиологии процесса письма. Но для его освоения надо выдержать хотя бы минимальную методику обучения, просто «побаловаться» не даст таких результатов, которых хотелось бы получить. Нужно навык закрепить. А то, что в обыденной жизни таким пером особо не попользуешься, очень сказывается на мотивации его освоения.
Мне тоже далеко не всегда удается воспользоваться именно таким пером в работе с детьми, больше получается пользоваться современной перьевой ручкой с закругленным пером с «шариком». Да, ее механизм работы гораздо проще, пропадает очень важный фактор развития - управление нажимом и его ритмичностью. Но даже при этом, сохраняются очень важные развивающие факторы.
Ну и в завершение небольшая ремарка об одном психолого-соционическом моменте в вопросе овладения письмом (да и вообще мелкой и крупной моторикой в целом).
Дети с преобладанием интуитивного типа мышления (в отличии от тех, кому свойственен сенсорный тип) овладевают навыком письма сложнее и дольше (при этом рациональность заметно компенсирует это свойство). У них письмо, несмотря на усилия, чаще всего остается немного неуверенным, линии не такими четкими, нажим не одинаковый и в целом скорее слабый, таким детям сложнее выдерживать одинаковую высоту букв и расстояние между ними. Эти свойства письма часто сохраняются на протяжении всей жизни.
Дети-сенсорики намного лучше чувствуют свое тело, им намного легче дается и управление им, включая и мелкую моторику. Сенсориков можно также узнать по более сильному нажиму, хорошей пространственной ориентации на листе (да и в физическом пространстве в целом). Письмо в их исполнении выглядит естественным и уверенным процессом, связь между намерением и исполнением элементов письма гораздо более согласованна, чем у интуитов (у которых иногда намерение одно, а рука выводит свое:)).
Для тех, кто не знаком с соционикой важно уточнить, что описанные особенности совершенно не указывают на ущербность или какую-то паталогическую неспособность детей интуитивного типа, а всего лишь создают особые условия для проявления их индивидуальности, понимание которой позволит родителям спокойнее относится к достижениям своих детей и предъявлять к ним адекватные требования ❤️