Это будет уже 8 статья о нормативных возрастных кризисах.
Возрастные кризисы. Что это такое? Возрастные кризисы. Кризис новорожденности Возрастные кризисы. Кризис 1 года Возрастные кризисы. Кризис 3 лет Возрастные кризисы. Кризис 7 лет. Возрастные кризисы. Подростковый кризис Возрастные кризисы. Кризис 17 лет В возрастной психологии выделяют 2 больших периода развития человека: детство (до 17-18 лет) и взрослость.
В предыдущих статьях были рассмотрены основные нормативные кризисы, которые сопровождают большой период детства. Сейчас, когда пришло время говорить об этапах развития взрослого человека и кризисах, его сопровождающих, важно отметить принципиальные различия, отличающие «взрослые» кризисы от «детских».
Взрослость условно разделяют на раннюю, среднюю и позднюю.
К ранней взрослости относятся периоды юности (17-22 года), молодости (22-35 лет).
К средней взрослости - зрелость (самый большой возрастной отрезок - от 35 лет до фактического выхода на пенсию).
Поздняя взрослость - старость (от фактического выхода на пенсию до смерти).
Все эти возрастные этапы жизненного пути, также как в детстве, характеризуются стабильными и кризисными периодами. Но, вместе с тем, в их протекании есть важные отличия.
Первое отличие
В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов (например, формальные институты социализации связаны с конкретным возрастом: детский сад, школа) и подчиняется более общим психосоциальным закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы. Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Это является одной из основных причин трудностей периодизации развития взрослого человека и того, почему выделенные периоды такие большие и имеют более размытые возрастные границы.
Второе отличие
Второе отличие касается протекания кризисов. «Детские» кризисы связаны с большой зависимостью ребенка от окружающей среды, поэтому и особенность профилактики и решения кризисных явления связано не только с самим ребенком, но и с его ближайшим окружением.
Кризисы взрослости отличаются гораздо большим (увеличивающимся и начинающим преобладать) уровнем личной ответственности человека, преобладания его внутренней позиции и усилий в интеграции своей индивидуальности в условия социальной среды, в которой он живет.
Третье отличие
Ход кризисного этапа развития в период взрослости сильнее ощущает влияние накопленного опыта благополучного или неблагополучного решения задач предыдущих возрастных периодов.
Более того, неблагополучное решение задач по формированию жизненного замысла (особенно периода юности), лежат в основе неблагополучного хода всех следующих жизненных этапов. Мы об этом поговорим, рассматривая соответствующие кризисы.
Формирование и реализация жизненного замысла в определенной социальной среде является главной причиной кризисных явлений и решения задач возраста во взрослости.
Четвертое отличие
На ход развития взрослого человека очень большое влияние оказывают не только нормативные кризисные периоды (являясь большими вехами), но и кризисы индивидуального развития, ненормативные кризисы. К ним относятся:
⚡ кризисы становления личности
⚡ кризисы здоровья (связаны с потерей здоровья)
⚡ терминальные кризисы (связаны с терминальными ценностями человека)
⚡ кризисы значимых отношений
⚡ кризисы личностной автономии (связаны с потерей или ограничениями личностной свободы, например принудительное влияние, гиперопека, лишение воли по ложным обвинениям)
⚡ кризисы самореализации
⚡ кризисы жизненных ошибок
⚡ биографические кризисы (характеризуются переживаниями и противоречиями во внутреннем мире человека и выражают ее субъективное отношение к событиям ее жизни или к жизни в целом: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности)
Пятое отличие
В детстве кризисы характеризуют этапы перехода от одного возрастного периода к другому, находясь между отдельными возрастными этапами.
Во взрослом возрасте даже нормативные кризисы (не говоря уже об индивидуальных кризисах) не всегда характеризуют именно переход от одного возраста к другому, а могут находится и «в середине» возрастного этапа.
Это, конечно, не все отличия развития и кризисных периодов взрослости, но самые основные.
В следующих статьях мы рассмотрим следующие нормативные кризисы взрослости:
- кризис 25 лет, или кризис вхождения во взрослость;
- кризис 30 лет, или кризис смысла жизни;
- кризис 45 лет, или кризис середины жизни;
- кризис прекращения активного участия в общественной жизни, выхода на пенсию.