Возрастные кризисы. Кризис 1 года

Jun 25, 2023 14:35





https://gdemoideti.ru/blog/ru/chto-umeet-zdorovyj-rebyonok-v-god


Кризис 1 года

Переходный период между младенчеством (от рождения до года) и ранним детством (от года до 3 лет) обычно называют кризисом 1 года. Кризисные явления в отношениях с ребенком могут возникать с 9 месяцев и длиться до 18 месяцев, а в некоторых случаях даже дольше.

Теория возникновения и протекания кризиса

К концу первого года жизни ребенка возникают возрастные новообразования, которые связаны с очень значимыми достижениями ребенка. Их обычно обозначают так:

ребенок пошел

ребенок заговорил

ребенок ощутил свое Я

Как всякий детский возрастной кризис, кризис 1 года связан с

  • всплеском самостоятельности 
  • и появлением аффективных (бурных эмоциональных) реакций.


Как это происходит

Возникновение первых попыток самостоятельной ходьбы приводит к расширению круга непосредственно доступных ребенку предметов - ребенок теперь может не только смотреть, когда взрослый показывает!

Расширяется сфера его ориентировочно-познавательной деятельности - ребенок начинает ориентироваться не только среди предметов, относящихся к нему, но и к предметам взрослых, относящихся к их жизнедеятельности.

Расширение круга предметов, тенденция к овладению и действованию с ними увеличивают и обостряют потребность ребенка, еще не владеющего речью, в общении со взрослыми.

Неудачи в выполнении действий с расширенным миром предметов и в достижении понимания со взрослыми впервые начинают вызывать аффективную (бурную эмоциональную) реакцию со стороны ребенка.

Наиболее типичные причины аффективных реакций ребенка:

  • неудачи в действиях с предметами
  • непонимание взрослыми желаний ребенка, его жестов, мимики
  • невыполнение или противодействие взрослыми действиям ребенка
  • запреты

Характер и степень проявления этих реакций зависят от условий жизни ребенка и отношения к нему близких взрослых.

Всплеск самостоятельности, аффективные реакции из-за неудач в действиях с предметами и взрослыми являются признаками наступившего кризиса - симптомом назревших противоречий между возросшими потребностями ребенка и возможностями его действий с предметами.

Это также и противоречие между новыми потребностями и старыми отношениями со взрослыми, когда доминировали неречевые, преимущественно эмоциональные формы общения.

Задача взрослых - вовремя перестроить свои отношения с ребенком в соответствии с его новыми потребностями.

Возникшее противоречие конца первого года жизни решается в первую очередь через возникновение у ребенка собственно речевого общения со взрослыми и связанными с этим новых отношений с ними.

Возникновение и решение противоречия происходит следующим образом 👇

  • Возможности деятельности ребенка в конце первого года начинают противоречить эмоциональному характеру его общения со взрослыми, которое было ведущим весь предыдущий период. 
  • Появляется общий объект деятельности ребенка и взрослого - окружающие предметы, игрушки, и это круг предметов с каждым днем все больше расширяется. 
  • Деятельность уже не может осуществляться в непосредственно-эмоциональном (безречевом и безпредметном) общении.
  • Ориентировочно-опробовательная активность ребенка требует новой системы общения - языка. 
  • Поскольку существует общий предмет, то необходима и общая совместная деятельность, построенная уже на основе речевого общения и действиях с предметами. 
  • А это уже новая ситуация развития ребенок и взрослый заметно отделились, но их деятельность еще совместная .

Практические рекомендации

На основе этих теоретических представлений о протекании кризиса 1 года можно дать следующие практические рекомендации родителям 👇

🔵 Переводите приоритет в своих отношениях с ребенком с неречевого эмоционального общения к совместной деятельности с предметами, опосредованной речью.

Т.е. чаще используете речь во взаимодействии: используйте звукоподражания, больше поощряйте своими эмоциональными реакциями попытки вербализации ребенка своих желаний, не бросайтесь выполнять просьбу или требование ребенка сразу же, еще до его попыток обратиться к вам с помощью речи, дожидайтесь попыток использовать другие формы обращения, кроме указательного жеста, мычания или взгляда.

🔵 Ориентируйтесь на новую задачу самостоятельного (в совместной деятельности с вами) освоения ребенком предметного мира. Взрослый выступает здесь важным посредником, который передает ребенку общественный смысл окружающих ребенка вещей, обучает функциям окружающих предметов, обучает действиям с ними. Но при этом главной задачей является самостоятельное действие ребенка с предметами. Давайте ему больше такой возможности.

🔵 Бурные эмоциональные реакции воспринимайте спокойно. Они являются движущей силой развития вашего ребенка, поэтому переводите их в конструктивное русло:

  • эмоции от непонимания - в русло овладения речью
  • эмоции от неудач в действиях с предметами - в русло правильного освоения нужных действий, развития моторики ребенка, понимания смысла действий
  • эмоции, свидетельствующие о неудовлетворении потребности в самостоятельности, - в расширение круга самостоятельный действий ребенка: позволяйте ему больше, оберегая только от объективной опасности

Сохраняйте максимальную доброжелательность в ответ на гневные эмоции ребенка.

🔵 Самые сложные и эмоционально напряженные отношения между ребенком и близкими взрослыми чаще всего связаны именно со всплеском самостоятельности ребенка, который является закономерным продолжением возникновения новых потребностей в процессе познания окружающего мира. Здесь взрослому очень важно научиться контролировать себя, избегая, с одной стороны, чрезмерной опеки, а с другой стороны - сохраняя зону безопасности ребенка. Старайтесь расширить круг самостоятельных действий ребенка, отнеситесь уважительно к его потребности совершать опробовательные действиям со всеми предметами, попадающими в его поле зрения, к его желанию достать все, что можно, подержать, потрогать все, к чему дотрагиваетесь вы, сделать самостоятельно то, что раньше делали только вы, показывая ему. Будьте терпеливы к его ошибкам.

🔵 Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Благо, в этом возрасте ограничить круг предметов для ребенка можно не столько запретами, сколько просто убрав их из поля зрения и расстояния вытянутой руки ребенка.

🔵 Кроме этого, этот возраст еще очень податлив к самым простым способам переключения внимания. Ребенку бывает достаточно показать другой не менее интересный, но более безопасный предмет, увлечь освоением другой территории. Пользуйтесь этим чаще!

🔵 Конечно же далеко не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период это слово приобретает особую актуальность. Ведь аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы; некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами.

🔵 Обратите внимание на тот факт, что чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье 👇

Это или излишнее давление и ограничение, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе - ни в коем случае. Еще одной причиной можно назвать излишние потакания, особенно капризам ребенка, у которого даже одно «нельзя» в таком случае будут вызывать закономерное недовольство.

🔵 Проанализируйте отношения с ребенком как свои, так и других близких ребенку людей, вычислите, какие факторы в вашем стиле воспитания могут провоцировать бурные реакции ребенка. Понимание позволит вам немного выровнять линию отношений с ребенком, сделать ее более предсказуемой и комфортной для всех.

🔵 Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

Таким образом, годовалый ребенок, вступая в новый период - раннее детство (от 1 года до 3 лет), - уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются.

Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым и выстраиванию с ним новых - уже больше делового, чем только эмоционального характера - совместной деятельности с предметами. Своевременный и терпеливый переход к новым отношениям со стороны родителей помогает ребенку преодолеть непростой период собственного развития.

#тосамоелето, психология, дети, #10полезныхпостов

Previous post Next post
Up