В День защиты детей комментировала у
pryanik (спасибо за вопрос!)
пост о физических наказаниях в воспитательных целях в отношении детей. Решила немного его расширить.
Текст комментария👇
По поводу физических наказаний в отношении детей, ответ психологов однозначный - нет со знаком восклицания.
Другой вопрос, применяют ли их родители все-таки в быту? Подавляющее большинство родителей применяли силу хоть раз, могли шлепнуть по попе, по рукам, дать подзатыльник. Более жесткие физические наказания сегодня, в силу растущего общественного мнения против этого, встречаются гораздо реже, чем раньше, но практика показывает, что все равно часть родителей придерживаются убеждения, что это необходимо или как минимум неизбежно. Может даже проценты приведенного опроса действительно отражают реальную картину.
С точки зрения психологии переход к физической форме наказания или такого рода выражения своего гнева - это признак переживания родителем полного бессилия в отношении ребенка, которое он не может никаким другим путем скомпенсировать или преодолеть. С первым ребенком родители чаще испытывают такие чувства, когда нет достаточно позитивного опыта решения кризисных ситуаций.
Ответ на вопрос "нужны ли физические наказания в процессе воспитания" - ответ однозначный - нет, это не нужно никому. Если родитель не смог этого избежать или слишком часто испытывает желание перейти к этой форме увещеваний, то нужно искать ответы на такие вопросы: в каких именно ситуациях родитель чаще всего испытывает свое родительское бессилие, как можно по-другому отнестись к тому, что кажется другими путями, кроме как силой, не решается, как по-другому можно скомпенсировать эти неприятные чувства и по-другому выразить свою позицию. возможно ли это? Да, даже в самых трудных случаях!
К примеру, Макаренко, работая с самыми трудными подростками, часто преступниками, считал что физическая сила неприменима, не нужна и ничем не поможет. а когда не смог сдержаться (в единичных случая), то переживал потом еще больше, не считал этот поступок оправданным.
В продолжение приведу определение физического наказания 👇
Физические (телесные) наказания - это использование физической силы с намерением воздействовать на ребенка, чтобы он почувствовал боль, но без нанесения серьезного ущерба (ран, увечий, ожогов и пр.), с целью исправления или контроля его поведение. К ним относятся и легкие шлепки по рукам и ягодицам, и увесистые подзатыльники, и порка.
А теперь тезисно дополню все вышесказанное результатами исследований этого вопроса психологами разных стран 👇
- Исследования не обнаружили ни одного подтверждения того, что физические наказания улучшают поведение детей; вместе с тем выявлено большое количество неблагоприятных последствий такого метода воспитания.
- Исследования подтвердили, что «легкие» виды физических наказаний также имеют негативные последствия на развитие психики и личности ребенка, как и «тяжелые» формы.
- Физическое наказание запускает «круговорот насилия»: дети, в отношении которых применяли эти методы, в будущем чаще проявляют агрессию, имеют более повышенный уровень агрессивности, чем сверстники.
- Младшие школьники, которые подвергались физическим методам наказания (ФМН), вдвое агрессивнее, чем другие дети.
- Исследования детей разных возрастов из семей с ФМН в 4 раза чаще проявляли агрессию по отношению к сиблингам (братьям и сестрам), чем дети, которых не наказывали.
- Те, кто в детстве имели опыт физических наказаний, в 3 раза чаще проявляли физическую агрессию по отношению к собственному супругу в будущем.
- У детей из семей с ФМН в будущем увеличивается риск асоциального поведения, причем вне зависимости от того, насколько хорошо родители удовлетворяли социально-экономические, интеллектуальные и эмоциональные потребности этих детей.
- 4-11 лет дети, которых физически наказывали, имели более низкую познавательную зрелость, слаборазвитые способности разрешения межличностных проблем и низкую социальную компетентность, трудности социальной адаптации и проблемы в школе.
- У детей в семьях, использующих ФМН, развивается снижение контроля за своим поведением, может развиваться повышенная избалованность.
- Дети, которых наказывали, имеют более выраженные дисфорические (депрессивно-враждебные) характеристики, более высокую интернальность, низкую самооценку и более пессимистичны в оценках собственного будущего.
- Полученные в исследованиях данные подтвердили гипотезу о тесной корреляционной связи между физическим наказанием и психическим дистрессом у подростков. У этих подростков были выявлены более высокий уровень проявления психиатрических симптомов (показатели соматизации, обсессивности, межличностной сезитивности, депрессивности, тревожности, враждебности, фобической тревоги, параноидальных идей и психотичности) и низкий уровень проявления благополучия (волнение по поводу здоровья, энергетический уровень, интерес и удовлетворенность жизнью, эмоционально-поведенческий контроль, способность справиться с тревогой и др.).
- Насилие в одной сфере жизни имеет тенденцию порождать насилие в других сферах, и что этот процесс переноса нарушает границы между законным и криминальным применением силы.
- К физическим наказаниям детей более склонны семьи: с более низким социально-экономическим статусом, более низким уровнем образования, более низким статусом психического здоровья, у тех, кто моложе, в семьях с количеством детей больше 4.
- Сыновей физически наказывают чаще, чем дочерей.
- Отцы и матери не отличаются по частоте применения разных форм физического насилия. В других исследованиях было доказано, что матери наказывают чаще, но отцы суровее.
- Супружеское насилие связано с физическим наказанием детей. Кросскультурные исследования показали, что использование физических наказаний как способа социализации детей связана с частотой насилия над женами в семье.
- Если прямые, корреляционные исследования связей негативных характеристик с физическим наказанием не указывают на причину, то кроме таких исследований проводились и лонгитюдные эксперименты, и сложные метаанализы, подтверждающие негативный эффект от этого вида воспитания.
- Таким образом, исследования показывают, что физические наказания являются крайне неэффективным способом воздействия на ребенка, если тактически они и позволяют добиться какого-то эффекта, но в долгосрочной перспективе не только не приводят к устойчивым положительным личностным изменениям, но и могут быть причиной негативных психических, психологических и социальных изменений у детей.
Про исследования, мнения психологов можно почитать, например,
здесь,
здесь,
здесь и
здесь.