Продолжаем цикл статей «Знакомство с соционикой».
Предыдущие статьи 👇
Для тех, кто слышал слово "соционика", но не понимает, что это такое Чем может быть полезна соционика? Коротко об основных теоретических положениях соционики Знакомство с соционикой. Введение Знакомство с соционикой. Аспекты информации и психические функции Знакомство с соционикой. Логика - Этика Знакомство с соционикой. Виды логики и этики Знакомство с соционикой. Сенсорика - Интуиция Знакомство с соционикой. Виды сенсорики и интуиции Интроверсия - Экстраверсия
Наверное, все слышали про деление людей на интровертов и экстравертов. В соционике эти понятия имеют несколько иной, чем в традиционной психологии, смысл, для обозначения данной шкалы даже вводили другое название: интротимность-экстратимность, но закрепились традиционные и уже привычные всем понятия.
Под привычными понятиеми и их содержаниями подразумевают т.н. «айзенковскые» (описанное психологом Г. Айзенком) описания интроверсии/экстраверсии, которые понимаются скорее как два полюса шкалы общительности и социальной контактности.
В соционике это понятия намного шире и основываются на т.н. «юнговском» (описанном психологом К. Г. Юнгом) подходе к их определению.
К. Г. Юнг, в свою очередь, описал две установки человеческой психики:
- экстраверсия: внимание человека преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира, мотивирующая сила также принадлежит, прежде всего, внешнему миру, объектам окружающей среды;
- интроверсия: человек черпает мотивацию, прежде всего, изнутри, внимание направлено преимущественно внутрь себя, на субъект.
Другими словами, установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем свою энергию.
Вот какие тонкости в понимании юнговских установок подчеркивает основательница соционики Аушра Аугустинавичюте:
Юнг разделял людей на экстравертированных и интровертированных. При психологически благоприятном климате индивиды по своей внешней активности почти не отличаются. С увеличением психологического дискомфорта одни «интровертируются», что называется «уходят в себя». Это - уход от непризнающих. Другие в тех же условиях «экстравертируются», становятся заметно и неуравновешенно активными в поиске признающих. Эта замеченная Юнгом тенденция стала причиной появления терминов экстраверсия и интроверсия [2].
Аушра Аугустинавичюте писала о том, что
У экстраверта отношения между людьми по отношению к самим людям - вторичное: отношения должны быть такими, какие нужны людям. У интроверта, наоборот, не отношения следует приспосабливать к людям, а людей к отношениям: если появились противоречия, должны меняться люди, их поведение, а не отношения [2].
Т.е. экстраверту легче приспособиться к объекту (другому человеку), а интроверту - к отношениям.
Интроверт воспринимает прежде всего установленные во внешнем мире связи и соотношения, он видит положение каждого человека и свое собственное положение среди других людей. Интроверт уверен, что ситуация определяет внутренние качества человека. Например, интроверт скажет вам, что, только обучаясь в сильном вузе, можно стать хорошим специалистом.
Для экстраверта, наоборот, данностью являются внутренние качества людей и объектов, а не обстановка, в которой они живут. На ситуацию он может активно воздействовать, изменяя её. Экстраверт уверен, что место человека, его ситуация определяются степенью развитости, подготовленности этого человека.
Интроверт ориентирован больше внутрь себя, нежели на внешнее окружение. Он хорошо понимает движения собственной души, он разбирается в сложном устройстве своего богатого, развитого внутреннего мира и опасается неожиданностей со стороны мира внешнего. Интроверту труднее заводить новые знакомства, проявлять инициативу в общении с незнакомыми людьми.
Экстраверт, наоборот, легко вступает в контакт с незнакомыми людьми, он как бы постоянно переносит себя во внешнюю обстановку, существует во внешнем мире, реже задумываясь о противоречиях собственной души. Экстраверт часто бывает неожиданным сам для себя, однако хорошо разбирается, что и как должно происходить вокруг него.
Прокофьев В.Г.:
Для экстраверта: целый мир - его дом.
Для интроверта: его дом - целый мир.
Характеристика экстравертов и интровертов по разным параметрам 👇
Рациональность - Иррациональность
В соответствии с доминирующими функциями, К. Г. Юнг разделил все психологические типы на два класса: рациональные (к рациональных относятся функции логики и этики) и иррациональные (иррациональными являются функции интуиции и сенсорики).
Вот что говорил об этом К. Юнг [2]:
Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального.
Если ведущую роль в типе вашего мышления занимает сенсорика или интуиция, то вы - иррациональный тип, а если логика или этика, то - рациональный.
В типологии Майерс - Бриггс рациональность и иррациональность представляют собой способы подготовки и принятия решений:
- рациональность (J - Judging, суждение) - это рациональное предпочтение планировать и заранее упорядочивать информацию, такие типы называют судящими или рассуждающими;
- иррациональность (P - Perception, восприятие) - это иррациональное предпочтение действовать без детальной предварительной подготовки, больше ориентируясь по обстоятельствам, такие типы называют воспринимающими.
Рациональные люди обычно заранее продумывают линию поведения, настраиваются на выполнение каких-то действий и стараются проделать всё, как задумали. В случае, если ситуация неожиданно меняется, рациональному трудно быстро перестроиться, он действует «по инерции» и из-за этого испытывает большой дискомфорт, а если вовремя не перестроит свою линию поведения, то может даже в чём-то проиграть.
Иррациональный, наоборот, очень легко подстраивается под ситуацию, гибко меняет своё поведение, действует импульсивно, часто непоследовательно. Это о таких людях говорят: у них «семь пятниц на неделе». Они непоследовательны и непредсказуемы.
Рационального угнетает ожидание случая, он предпочитает запланированные действия. Про его позицию, в крайнем случае, можно сказать: «Не мытьем, так катаньем».
Иррационального угнетает ежедневное и планомерное исполнение обязательных действий, которые, на его взгляд, совсем не обязательно ведут к удаче и при этом отвлекают внимание, мешают замечать изменения ситуации. Его позицию можно назвать ориентированной на спонтанность.
Рациональные функции (логика - этика) отвечают за нормы, наработанные обществом. Это необходимо для сохранения стабильности путем передачи опыта, накопленного в социуме.
Иррациональные функции (интуиция - сенсорика) ориентированы на постоянную изменчивость на мир и отвечают за то, чтоб человек не терял связь с реальностью, не сохранял всеми силами искусственно созданные условия, а умел подстроиться к новым, изменившимся обстоятельствам.
Как рациональный, так и иррациональный подход необходим человечеству. Нужны и передача опыта (чтобы не повторять ошибок), и восприятие нового (для развития). Как и для выживания каждого биологического вида необходимы как механизм наследственности, так и механизм изменчивости. Поэтому оба типа необходимы обществу, один не может существовать без другого, это привело бы к катастрофическим последствиям.
Характеристика рациональных и иррациональных типов по разным параметрам 👇
Таким образом, в этой и предыдущих статьях мы подробно рассмотрели четыре шкалы, по два полюса в каждой:
- Логика - Этика (рациональные функции)
- Сенсорика - Интуиция (иррациональные функции)
- Экстраверсия - Интроверсия
- Рациональность - Иррациональность
Из них можно скомбинировать 2^4 =16 типов личностей.
В следующей статье мы приступим к определению типа по ключевым характеристикам шкал и познакомимся с кратким описанием всех 16 типов.
Использованные источники:
1. Юнг К. Г. Психологические типы.
2. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека.
3. Слинько О. Ключ к сердцу - соционика.
4. Прокофьева Т. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений.