Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 4

May 15, 2023 15:17





Предыдущие статьи из цикла «Нейрогимнастика»:

Что такое нейрогимнастика?

О "Гимнастике мозга" П. Деннисона

Некоторые теоретические положения и понятия нейропсихологии

Виды и группы нейропсихологических упражнений

Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 1

Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 2

Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 3.

Сегодня речь пойдет об играх и упражнениях, направленных на развитие высших психических функций абстрактного уровня: внимания, памяти, мышления.



Первое, что необходимо сказать, рассматривая развитие психических функций самого высокого уровня, это то, что более сложные виды высших психических функций требуют также и более сложного подхода к их развитию. Как мы уже говорили, высшие психические функции абстрактного уровня не имеют четкой и однозначно точной локализиции в мозге, а представляет собой очень сложных механизм взаимодействия не только разных зон и отделов мозга, но и всей нервной системы в целом.

Сложность также заключается в необходимости учета сугубо человеческого вида развития - с опорой на психологический компонент, т.е. личностно ориентированный подход.

Личностно ориентированный подход означает, что тренировка отдельных функций без включения мотивацинно-потребностной и ценностной сфер имеет очень ограниченную эффективность. Развитие человека в высшей степени зависит от его мотивационной сферы, которая является как бы двигателем саморазвития человека, в том числе и интеллектуального. Другими словами, любое развитие и коррекция высших психических функций абстрактного уровня наиболее эффективно с учетом психологического подхода, когда взрослый активизирует мотивационную сферу ребенка, запускающую его саморазвитие.

Кроме этого, для развития функций этого уровня обычно недостаточно узконаправленных упражнений, а требуется очень комплексный подход. Такой подход легче всего реализуется не столько в группе упражнений, сколько в осуществлении самых разных видов человеческой деятельности, начиная с самообслуживания и бытовых действий, спортом, танцами, играми, заканчивая широкой познавательной деятельностью. Именно в этой активности и происходит целостное развитие высших психических функций человека.

Расскажу сегодня про самые популярные игры и упражнения, направленные на развитие таких психических функций абстрактного уровня, как внимание, память, мышление, используемые сегодня в нейропсихологии или которые используются в психолого-педагогической работе с приставкой нейро- .

Внимание

Для развития внимание также, как для коррекции и развития других психических функций, очень часто используются упражнения, перекочевавшие из области психодиагностики. Это самые разные корректурные пробы,  таблицы Пьерона-Рузера, Шульте и др.

Корректурная проба

Корректурная проба в самом классическом виде, например, теста Бурдона, является методом психологического исследования, заимствованного из психологии труда для выявления утомляемости, оценки концентрации и устойчивости внимания.

Корректурные пробы (от слова корректировать) - задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.).

Тест проводится при помощи бланков с большим количеством случайно расположенными рядами символов (букв, цифр, пиктограмм, колец Ландольта и т.п.), а ребенку или взрослому необходимо, просматривая бланк, ряд за рядом, вычёркивать из него указанные в инструкции символы.

Эти методики сегодня активно используются не только для оценки, но и для развития внимания в самых разных вариациях.

В практике работы с детьми регулярные занятия по такому развитию внимания дают положительные результаты для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти, а также подготовке ребёнка к школьному обучению.

При работе с корректурными пробами важно обучить ребёнка просматривать информацию построчно, слева - направо, от начала до конца ряда, чтобы дошкольники учились упорядочивать, организовывать своё внимание. По окончании работы нужно её проверить самостоятельно (ещё раз с начала до конца просмотреть по рядам, при необходимости - исправить ошибки). И только потом работу проверяет взрослый.

В работе с детьми для начала можно использовать задания «Дорисуй домики, листочки», «Дорисуй рыбок, бабочек, улиток». Для того, чтобы заинтересовать детей, можно делать эти задания параллельно - взрослый и ребёнок (или несколько детей), а затем проверить друг у друга. Если взрослый намеренно делает ошибки, и их находит ребёнок - это повышает интерес детей к данным заданиям. Начинать выполнение данных упражнений необходимо с вычёркивания (подчёркивания) одной фигуры (буквы), главное - научить ребёнка работать по рядам, а не хаотично.





Когда способ действия освоен - можно усложнять задания - поиск нескольких объектов (они отмечаются разными способами: подчеркнуть, зачеркнуть, обвести в кружок и т.д.).

Затем можно ограничивать время выполнения заданий. Ещё более сложные задания на поиск фигур по нескольким признакам (мальчик с ушами и улыбкой и т.п.).

Задания можно варьировать, на одном и том же бланке искать разные объекты. Также можно искать сочетания картинок, букв среди множества других.

Учёные выяснили, что если ребёнок, поступивший в первый класс, выполняет каждый день корректурную форму, то через два месяца у него ошибок при чтении станет в 2 - 3 раза меньше. Данный вид задания можно предлагать детям от трёх лет и старше, постепенно усложняя задания: давать меньше времени на его выполнение и увеличивать количество символов в задании.









Методика Пьерона-Рузера

Вариантом корректурной пробы является методика Пьерона-Рузера, связанная с кодированием информации (поставить в фигурках знаки как на образце).

Эта методика в диагностической практике дает представление о скорости и качестве формирования простого навыка, усвоения нового способа действий, позволяет получить информацию об объеме и устойчивости произвольного внимания, о развитии моторики руки, оценивает и развивает концентрацию внимания.

Стандартным бланком является поле фигур, содержащий кружки, квадраты, ромбы и треугольники, выстроенные в строчки и чередующиеся в случайном порядке. Представлен также образец заполнения фигур. Задача - заполнить все остальные фигуры по образцу.





Таблицы Шульте

Таблицы со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащие для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Разработаны первоначально как психодиагностическая проба для исследования свойств внимания немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте. Методика помогает оценить особнности отвлечения, переключения, распределения, сосредоточения внимания, выявить работоспособность (врабатываемость, истощаемость), наличие или отсутствие расстройств внимания, а также позволяет развивать внимание и волю.

Сегодня таблицы Шульте и их различные модификации применяют для развития внимания, памяти, а также активно применяются в развитии скорочтения и расширения поля зрения.

Таблицы Шульте - это инструмент для тренировки концентрации внимания и параллельного восприятия информации, а также периферического зрения. Именно это помогает развивать навыки при освоении техники скорочтения.

В классическом виде таблица представляет собой квадратное поле 5х5 ячеек, в каждой из которых располагается число. Задача - концентрируя взгляд в центральной точке, как можно быстрее найти все значения в нужной последовательности.



Существуют многочисленные варианты таблиц для людей разного уровня натренированности. Их размер может быть от 3х3 до 16х16, а наполнение иногда включает дополнительные элементы. Кроме того, варьируется и количество параллельных последовательностей. Например, в таблицах Шульте-Платонова наряду с арабскими цифрами стоят римские. Методика Шульте-Горбова предполагает деление полей на черные и красные, а числа в них нужно искать не только по возрастанию, но и по убыванию.





Например, для тренировки скорочтения предлагается такая инструкция:

  • Расстояние от таблицы до глаз должно быть таким же, как и при чтении книги, то есть примерно 30-35 см.
  • Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в её центре и больше не сдвигается.
  • Находить числа нужно в возрастающем порядке от 1 до 25, без пропусков, с максимальной быстротой, желательно не проговаривая числа ни про себя, ни вслух. Очень важно избегать передвижений взгляда из центра и искать числа только периферическим зрением.
  • Время и периодичность тренировок нужно выбирать так, чтобы избежать переутомления. Обычно не более 10 таблиц в день.
  • По мере развития навыка переходят к таблицам с количеством ячеек 6x6, 7x7, 8x8, соответственно увеличивая и размер квадрата.
Найди отличия

Очень популярны среди психологов и педагогов задания на нахождение отличий. Такие задания развивают зрительную память и внимание ребенка.

В сети можно без проблем найти картинки, которые предлагают отыскать несколько отличий.

Начинать стоит с простых изображений, на которых отличий не так много. Постепенно требуется переходить ко все более и более сложным, комплексным картинкам.

Усложнить задачу и сделать выполнение упражнения более эффективным можно в том случае, если засекать время. По итогам фиксируйте, сколько различий удалось обнаружить за определенный временной промежуток.



https://smartykids.ru/blog/vospitanie-detey/uprazhneniya-na-vnimanie-dlya-detej/

Поиск изменений

Интересная игра на внимательность. Можно играть в разных вариациях. Один из доступных примеров - разложить на столе фигуры из спичек и попросить ребенка закрыть глаза, а самим убрать одну из спичек. Когда он снова откроет глаза, нужно спросить, что изменилось.

Можно бросить спички, а потом попробовать воспроизвести выпавший узор.

Значительно более сложный, но при этом и интересный вариант такой игры - поиск изменений в комнате, из которой убирается какой-либо предмет. Комбинации могут быть самыми разными и у вас остается большой простор для экспериментов.



https://smartykids.ru/blog/vospitanie-detey/uprazhneniya-na-vnimanie-dlya-detej/

Поиск предметов

В сети также можно найти книги или отдельные рисунки с большим количеством деталей. Это так называемые картинки-Виммельбухи. Они составлены таким образом, чтобы для поиска предметов приходилось прикладывать усилия, концентрироваться на определенном предмете.

Здесь также можно вводить фактор времени и призывать ребенка искать определенное количество предметов. Еще вариант - засечь на часах временной отрезок, а потом посчитать, сколько вещей было найдено.

Есть книги, где предлагаются предметы для поиска.



Найди и посчитай

Это очень популярная игра на внимание, память, а также для отработки счета для дошкольников и младших школьников. Многие родители тоже с удовольствием подключаются к этой игре. Можно играть на скорость в любом возрасте. В интернете можно найти множество картинок для распечатывания.





Поиск ошибок

Более сложное упражнение не только на внимание, но и на мышление для младших школьников и старше. Оно предполагает поиск ошибок, которые намеренно были допущены в тексте или в решении математической задачи. Начинать стоит с простого и постепенно усложнять материал.

Здесь кроме внимательности также оценивается умение ребенка искать неточности. Это поможет ему при самопроверке во время учебы, при прохождении экзаменационных испытаний, а также во многих других аналогичных ситуациях.



https://smartykids.ru/blog/vospitanie-detey/uprazhneniya-na-vnimanie-dlya-detej/

Память

Сюда относятся все игры и упражнения, связанные с тренировкой запоминания и последующего воспроизведения, например, слов, чисел, фигур, стихотворений и т.п.

Вот лишь несколько примеров.

Слушаем и рисуем

Игра развивает слуховую память и внимание.

Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

За ней сестра - вторая,

В жёлтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

Или еще вариант.

Задание: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.

Чего не хватает?

Игра развивает зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек. Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: "Какой игрушки не хватает?" Игру можно усложнить: - увеличив количество игрушек; - ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Опиши игрушку!

Игра развивает непроизвольную образную память.

Ход игры: предложите ребенку в течение 1-2 минут посмотреть на незнакомую игрушку, а затем описать её. После этого игрушку следует убрать.

Через 3 минуты (кратковременная память) или 30 минут (долговременная память) предложите ребенку по памяти описать игрушку, её свойства. Эту игру можно проводить неоднократно, предлагая новые игрушки. Можно усложнить задание, предлагая не одну, а две игрушки.

Запомни слова

Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Дети должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.

ШУМ - ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА.

Еще вариант. На этот раз вам предлагаются ряды из трех слов, которые вам должен произнести напарник. После этого он называет лишь первое слово в каждом ряду, вы же произносите два остальных:

ПРЯЖА - НИТКА - СВИТЕР; СИРЕНЬ - ВАЗА - ЦВЕТЫ; РЕЛЬСЫ - ШПАЛЫ - ПОЕЗД; МУКА - ТЕСТО - БУЛКА; ОКНО - КРЫША - ДОМ; МАЛЫШ - ВЗРОСЛЫЙ - СТАРИК; ДЕТИ - МАМА - ПАПА.

Каскад слов

Упражнение на развитие объема кратковременной слуховой памяти .

Один игрок предлагает другому повторять за ним слова. Начинает с одного слова, затем называет два слова, второй игрок повторяет обязательно в этой последовательности, три слова и т.д. (интервалы между словами - 1 секунда). Когда второй игрок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитывается ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке игрок справился с этим словесным рядом, то переходят к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении игрок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

1. Огонь

2. Дом, молоко

3.Конь, гриб, игла

4.Петух, солнце, асфальт, тетрадь

5. Крыша, пень, вода, свеча, школа

6.Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб

7.Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын

8. Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед

9. Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки

10. Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

То количество слов, которое игрок может повторить, есть объем его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребенок 6-7 лет правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

Кто больше запомнит?

Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.

Мемо

Ну и куда же без одной из самых популярных игр для тренировки зрительной памяти - мемо, или мемори. Их вариантов просто немыслимое количество!

Покажу такую игру 👇



В состав игры входит 50 парных карточек, то есть всего 25 пар карточек. Перед началом игры карточки перемешиваются и раскладываются на столе картинками вниз. Играют несколько игроков. В свой ход игрок переворачивает 2 любые карточки и показывает их остальным игрокам. Если карточки одинаковые, игрок забирает их себе и делает еще один ход. Если разные - переворачивает их и кладет обратно, а ход переходит к следующему игроку. Выигрывает игрок, собравший к концу игры наибольшее количество карточек.



Мышление

Мышление - это настолько сложный и многогранный процесс, что и количества игр и упражнений на его развитие нескончаемое множество. Даже не буду пытаться здесь их все представить или даже систематизировать, это отдельная тема.

Все, что задействует такие мыслительные процессы и операции, как анализ, синтез, аналогия, классификация, конкретизация, обобщение и т.д. может быть направлено на развитие мышления.

Вот какие бывают формы игр и упражнений, развивающие мышление:

  • игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях, а также абстрактных задачах. 
  • упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности. 
  • загадки. 
  • игры-головоломки. 
  • игры с счетными палочками
  • разгадывание ребусов
  • и многие-многие другие.

Вот несколько самых популярных детских игр и упражнений, которые используются для развития мышления. Много описаний игр взяла отсюда.

Третий лишний

Игра направлена на развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.

Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.

Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее.

К примеру, вы можете дать такие слова:

  • дождь, снег, бумага;
  • море, песок, зонтик;
  • утро, вечер, 56;
  • дыня, яблоко, стакан и т.д.

Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.

Четвертый лишний

Эти игры используются практически во всех развивающих пособиях в разных вариациях.

Обычно предлагается на карточках / картинках. Ребенку предлагается выбрать, какой из предметов лишний. После того как ребенок ответил правильно, можно спросить: «Как можно одним словом назвать три оставшихся предмета или сказать о них одним предложением?»



В словесной игре «Четвертый лишний» инструкция та же, что и в предыдущей, с той лишь разницей, что исключается лишнее слово, например кошелек, портфель, чемодан, книга.

Хорошей игрой также является классификация слов/картинок/предметов по разным признакам с выделением среди этих признаков самого главного.

Разложи по группам

Игра развивает способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.

Необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.

Ведущий должен разложить на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше (несколько десятков). Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В итоге не должно не остаться ни одной карточки без группы.

Отвечаем быстро

Что дает игра: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам какое-то известное ему существительное и в это же время бросает одному ребенку мячик. Задача ребенка: поймать мяч и бросить его обратно ведущему. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.

К примеру, вы называете банан. Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру, упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т.е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.

В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например, вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т.п.

Назови одним словом

Что дает игра: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам несколько слов, а игроки должны объединить их одним общим словом. К примеру:

  • ель, сосна, дуб - деревья;
  • лиса, волк, мишка - животное;
  • банан, груша, яблоко - фрукт;
  • кубик, машинка, кукла - игрушка и т.д.

Если захочется, игру можно видоизменить: ведущий называет какое-то общее понятие, а дети называют все, что может к нему относиться.

Где были - не скажем, но что делали - покажем

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов.

Как играть: Ведущий должен загадать какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т.п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Игрокам нужно понять, о чем идет речь.

Полезно играть с участниками по очереди: сначала дается попытка разгадать действие одному участнику. Если он отгадывает, следующий участник отгадывает новое действие, а если нет, то следующему нужно отгадать то же самое.

Другой вариант этой же игры: ведущий озвучивает какое-нибудь действие, а игроки должны показать его с помощью мимики и жестов. Также игроки могут сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.

Эта игра отлично подходит не только для дошкольников и школьников, но и для подростков и даже взрослых людей, ведь с помощью нее можно отлично провести время в любой компании.

Угадай по описанию

Что дает игра: развитие логического и творческого мышления. Закрепление в памяти детей значений слов и свойств разных явлений и предметов.

Как играть: ведущему загадывает слово, но игрокам его не называет, а просто описывает. К примеру, если загадано слово «лампочка», можно описать ее так: «она похода на грушу, может висеть под потолком, днем она не нужна, а ночью только она дает свет» и т.д. Игроки должны как можно быстрее угадать то, что загадано.

Если игроков много, игру можно модифицировать: игрок, первым отгадавший предмет по описанию, сам начинает играть роль ведущего: загадывает слово и описывает его другим игрокам. А чтобы играть было легче, можно в самом начале объяснить игрокам, о чем будет идти речь: предметах, профессиях, погодных явлениях, животных, растениях и т.д.

Заплатки

Это разные вариации игр, направленных на диагностику и развитие уровня умственного  развития, позволяющего оценить проявления наглядно-образного и логического мышления, способности к систематизации и др.

Варианты бывают как самые простые, для малыше, так и для детей постарше и взрослых.









Есть известная развивающая игра «Доски Сегена», разработанные французским врачом и педагогом Э. Сегеном.



Конструирование

Все возможные игры связанные с конструированием являются очень простыми, увлекательными и полезными для развития мышления, в частности пространственного и логического.

Это могут быть разные карточки с элементами узоров для создания плоскостных узоров и орнаментов по образцу, схеме и по собственному замыслу. Наборы объемных разноцветных элементов для повторения фигур по образцу и самостоятельного творческого моделирования. Сюда относятся также самые разные головоломки, конструкторы и т.д.

Игра с использование счетных палочек



https://www.maam.ru/detskijsad/schyotnye-palochki.html



https://www.int-edu.ru/content/tvorcheskoe-konstruirovanie-i-modelirovanie

Игры, разработанные Б. Никитиным

Про семью педагогов-новаторов Нитикиных слышали очень многие. Про игры, созданные Б.П. Никитиным иожно почитать, например, здесь.

Приведу для примера две из них 👇

Сложи узор



Сложи квадрат





Игры с пословицами и поговорками

Эти игры отлично развивают самые сложные виды мышления. Об этом писала отдельно:

Развивающие игры с пословицами и поговорками

Еще писала про такие игры и упражнения для развития мышления:

Про игру "Заколдованные тропинки"

Задания для развития пространственного мышления и межполушарных взаимосвязей для самых маленьких

Пока дописывала эту статью встретила еще вот такую хорошую подборку игр на конструирование :

Конструирование для деток постарше (3 - 4 года)

Там игры подходят не только для малышей, но и для детей постарше.

На этом, пожалуй, завершу сегодняшнюю статью, очень долго можно перечислять самые разные игры для развития таких сложных психических процессов.

Делитесь в комментариях своими любимыми играми и упражнениями для развития внимания, памяти и мышления как для детей, так и для взрослых.

Телеграм-канал👇


Psy_researcher✍️

📚 Полезная психология для развития детей и их родителей 👫 Материалы для занятий с детьми ✉️ Ответы на вопросы 🥰 Тёплая дружеская атмосфера Автор канала - Марина Александрова, психолог-исследователь, кандидат психологических наук, доцент

t.me

психология, #всемвесна, дети, #10полезныхпостов

Previous post Next post
Up