Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 3.

May 01, 2023 14:43


Сегодня речь пойдет о сенсомоторных и пространственных упражнениях



Предыдущие статьи из цикла «Нейрогимнастика»:

Что такое нейрогимнастика?

О "Гимнастике мозга" П. Деннисона

Некоторые теоретические положения и понятия нейропсихологии

Виды и группы нейропсихологических упражнений

Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 1

Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 2


Сенсомоторные упражнения

На самом деле, почти все нейропсихологические упражнения можно назвать сенсомоторными, но эту отдельную группу игр и упражнений мы выделим, чтоб подчеркнуть и продемонстрировать, что главной развивающей составляющей в них является совмещение сенсорного и моторного элементов, т.е. стимула, направленного одновременно на восприятие (чаще всего визуального и слухового) и движение.

1. Выбор движений по речевой инструкции (двигательные программы).

В этих играх активизируется роль речи, регулирующей движения, за которые ответственны лобные и лобно-височные зоны мозга.

Пример. «На один стук подними руку и сразу опусти. На два стука - не поднимай руку. Когда я подниму кулак, ты покажи мне палец, а когда я подниму палец покажи мне кулак».

Таких двигательных программ может быть бесконечное множество, все зависит от фантазии.

2. Упражнения «Ритм-картинка-движение».

Очень популярное в сети упражнение на развитие чувства ритма у обучающихся музыкой, которые дополнены визуальным компонентом,  являются хорошим нейропсихологическим общеразвивающим упражнением.

Узнавание неречевых звуков (шелест бумаги, шум дождя, поезда, звон ложечки о стакан), музыкальных и песенных мотивов является функцией теменно-височных отделов правого полушария. Восприятие ритмов и их оценка являются функцией верхневисочных отделов левого полушария. Ошибки воспроизведения: лишние удары - дисфункция теменно-височных отделов: персеверации - дисфункция заднелобных отделов, недостаточность ударов и замедленность - дисфункции афферентных систем нижнетеменных отделов мозга.

Варианты таких упражнений.

· Восприятие ритмов. «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 удара.). «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»

· Воспроизведение ритмов. «Постучи, как я». Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцу (2, 3, 3, 2, 3, 2 удара и т.д.).

А вот еще несколько примеров ритмических нейроупражнений с добавлением визуального стимула.

image Click to view


image Click to view


image Click to view


image Click to view



3. «Покажи цвет (букву/цифру) двумя руками одновременно».

Эти упражнения являются комплексом активизации цветового гнозиса, абстрактных мыслительных операций и реципрокных движений.

Восприятие цвета и лица является функцией затылочных отделов преимущественно правого полушария (затылочные отделы левого полушария участвуют в назывании цвета).

Вариаций может быть огромное множество. Показывать можно и цвет, и картинки, и буквы, и цифры.



https://www.analogi.net/razvivashki/neyromotorika-uprazhneniya







https://www.analogi.net/razvivashki/neyromotorika-uprazhneniya



Пространственные упражнения

Ответственными за выполнение движений в пространстве являются теменные и теменно-затылочные зоны коры, а также совместная деятельность пространственного, слухового и вестибулярного анализаторов. В целом пространственные действия обеспечивает височно-теменно-затылочная зона.

Важнейшую роль в координации движений, регуляции равновесия и мышечного тонуса играет мозжечок (малый мозг) - отдел головного мозга человека, который находится в задней части головы под затылочными долями полушарий головного мозга.

Упражнения на соматопространственный гнозис

Сохранность схемы тела, понимание правого н левого в пространственных ощущениях и их ориентировке в пространстве являются функцией теменных п теменно-затылочных отделов левого и правого полушарий.

Варианты:

  • «Покажи правой рукой стул, левой рукой люстру»
  • «Раздели линией лист бумаги на две части - левую и правую. Правую сторону отметь красным крестиком, левую сторону - синим. На правой стороне листа нарисуй круги, а на левой - треугольники»
  • «Назови этот палец, теперь этот и т.д.».

Для детей есть хорошее упражнение «Пчелка» на развитие не только пространственной ориентации, но и слухового внимания.

Все дети смотрят на игровое поле в виде квадрата с 9 клетками и с пчёлкой посередине (или представляют это поле). Ведущий или один из детей говорит, куда перемещается пчёлка - на одну клетку поля (вправо, влево, вверх или вниз). Остальные дети внимательно слушают и мысленно тоже перемещают пчёлку, так что все участники игры должны контролировать движение пчелы. В результате всех перемещений пчела не должна выходить за пределы поля. Начать эту игру можно не с мысленного перемещения пчелки, а с физического - положить маленький предмет на место пчелки и перемещать его, пока дети не поймут принцип игры и не сориентируются.



https://vk.com/wall-153296449_19031

Вот усложненный вариант игры для школьников.



https://multiurok.ru/files/razvitie-navykov-samokontrolia-u-doshkolnikov.html

Соматогностические упражнения

1. Игровые упражнения «Прикосновения» (основаны на диагностической пробе Тойбера).

Ведущий несколько раз одновременно прикасается к двум местам на теле (например, к обеим рукам) и просит показать, куда он прикоснулся. В этой игре важно восприятие именно обоих прикосновений.

2. Игровые упражнения «Угадай фигуру (букву, цифру)» (основаны на пробе Ферстера).

Ведущий рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке игрока фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать нарисованное. Обязательным условием является закрепление в памяти рисуемых знаков.

Еще одна вариация - «Рисунок на спине».

Ведущий рисует на спине фигуру и просит угадать, что было нарисовано, или ведущий и игрок рисуют вместе на бумаге, игрок пробует повторить рисунок ведущего.

image Click to view



Вот еще такой вариант для детей 👇

Скачайте, распечатайте и вырежьте карточки с простыми геометрическими фигурами (символами).
Познакомьте ребенка с карточками, прочитайте ему их названия. Для маленького ребенка не нужно брать много карточек, достаточно 2-3 с самыми простыми изображениями. Для детей постарше можно сделать карточки с буквами и цифрами.

Нарисуйте на спине ребенка символ или фигуру, предложите угадать, что вы нарисовали и выбрать подходящую карточку. Рисовать надо медленно, четко, использовать для рисования всю поверхность спины.





Или еще один вариант (описание игры по ссылке) для группы детей👇



3. Упражнение «Покажи на человечке» (проекция прикосновения).

«Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на человечке». Вы дотрагиваетесь до различных частей тела игрока и просите его обозначить точки прикосновения на модели человека.



4. Игра «Узнай на ощупь»

Суть игры заключается в том, чтобы путем ощупывания предметов (игрушек, бытовых предметов, фигур, букв, цифр…) ребенок узнает их.

Упражнения на равновесие

Упражнения на координацию, равновесие, положение тела  помогают не только ориентироваться в пространстве, быстро и эффективно переключаться между разными действиями, но и развивают когнитивные и эмоциональные функции.

Для выполнения этих упражнения нейропсихологи используют вестибулярную гимнастику и т.н. мозжечковую стимуляцию посредством физических упражнение с помощью спортивных снарядов.

Если к этим упражнениям добавить реципрокные и сенсомоторные (задействующие одновременно восприятие и движение) и речедвигательные (речь+движение) элементы, то эффект усложняется и увеличивается.

Вестибулярная гимнастика

Всем известно, что вестибулярная система отвечает за сбор сенсорной информации от рецепторов кожи, мышц, зрения и слуха.

Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе. Он состоит из трех полукружных каналов и специальных органов (саккулюса и утрикулюса). Когда мы двигаем головой, сигналы от вестибулярного аппарата поступают в мозжечок, а затем в мозг, где обрабатываются и анализируются. Также эта информация соотносится со зрительной системой, что помогает нам при передвижении.

Правила выполнения вестибулярной гимнастики

· Вестибулярную гимнастику нужно делать ежедневно, 2 раза в день.

· Продолжительность занятия должна составлять 20-30 минут, после необходим отдых.

· Упражнения стоя нужно выполнять босиком или в удобной обуви без каблуков.

· Во время вестибулярной гимнастики нельзя торопиться, чтобы не упасть.

· Не стоит выполнять упражнения при плохом самочувствии, вызванном другим заболеванием (например, простудой или мигренью).

· Для оценки результатов и коррекции программы упражнений необходимо контактировать с лечащим врачом каждые две недели (по телефону или очно).

Повороты головы при фиксированном взоре

Сядьте в удобную для вас позу и зафиксируйте взор на неподвижном предмете, расположенном примерно в 30 см перед вашими глазами (например, на длину карандаша в вытянутой руке). Поворачивайте голову в горизонтальной плоскости из стороны в сторону.

Повторяйте упражнение 15-20 раз.



Слежение глазами

Сядьте в удобную позу, возьмите в руку небольшой (размером с открытку или карту) плотный листок бумаги с напечатанными на нём обычным шрифтом несколькими словами. Держите листок бумаги на расстоянии 30 см на уровне глаз. Передвигайте листок в горизонтальной плоскости вправо и влево. Повторите упражнения, передвигая листок по вертикали, затем по диагонали. Во время упражнения голова должна оставаться неподвижной, следить за листком нужно только глазами. Со временем передвигайте листок всё быстрее, пока вы не перестанете разбирать написанных на нём слов.

В каждой плоскости нужно повторять упражнение 15-20 раз.



Ходьба с поворотами головы

Начинайте упражнение с ходьбы вдоль стены, чтобы в случае потери равновесия не упасть. Скорость ходьбы должна быть обычной для вас. При ходьбе медленно (на три шага) поворачивайте голову из стороны в сторону, не опуская её.

Повторяйте упражнение 15-20 раз.



Раскачивание в голеностопных суставах

Встаньте прямо, поставив ноги на ширине плеч. Голову держите прямо, смотрите перед собой. Перенесите центр тяжести немного вперёд, назад, влево, вправо. Не отклоняйтесь слишком далеко. Со временем усложните упражнение, выполняя его с закрытыми глазами.

Повторяйте упражнение 15-20 раз.



Упражнения на равновесие:

image Click to view



Мозжечковая стимуляция

Отсюда

Мозжечковая стимуляция - специальная программа упражнений для тренировки когнитивных функций головного мозга и нормализации психических, физических и эмоциональных функций ребенка.

Цель мозжечковой стимуляции - научить головной мозг ребенка правильно обрабатывать информацию, улучшить навыки речи, письма, чтения, концентрацию внимания и математические способности, память и восприятие.

Умение контролировать положение своего тела в пространстве является фундаментом для овладения всеми видами учебной деятельности.

Мозжечок (малый мозг) - отдел головного мозга человека, который координирует движения, регулирует равновесие и мышечный тонус. Находится в задней части головы под затылочными долями полушарий головного мозга. Занимает 10% от всего объема мозга и содержит более половины всех нейронов, находящихся в мозге.

Особенности и функции:

- мозжечок - мозговой центр человека, работает рефлекторно, поддерживает позу, ориентирует в пространстве, помогает спокойно перемещаться в нем

- содержит большое количество нейронов

- отвечает за интеллектуальное, эмоциональное состояния человека и развитие речи

- для развития мозжечковой активности разработан комплекс стимулирующих упражнений.

Ученые выделяют шесть жизненно важных функций мозжечка:

- регуляция равновесия

- мышечная память (моторное обучение) - адаптирует моторные программы, чтобы человеческие движения стали четкими и точными

- координация целенаправленных движений, позы

- регуляция мышечного тонуса

- программирование и координация выполнения быстрых целенаправленных движений (например, прыжки, бросания, игры на музыкальных инструментах)

- когнитивная функция (познавательная, например, язык, развитие речи).

Мозжечок содержит в себе самое большое количество нервных клеток, нежели любая другая часть мозга. Помимо равновесия, координации движений и глаз, мозжечок отвечает за когнитивные и эмоциональные функции человека.

Мозжечок перерабатывает информацию, поступающую из разных отделов мозга, и определяет скорость его работы в целом. Если мозжечок работает плохо, ребенок физически не может выполнить задания быстро и правильно. Бесполезно, требовать с него больше, чем он способен выполнить. В этом часто кроется причина неэффективных или не до конца эффективных занятий с логопедом или дефектологом.

Нейропсихолог на занятиях использует мозжечковую стимуляции в случаях:

  • нарушений психомоторного развития (моторная неловкость, неуклюжесть, нарушения координации)
  • нарушения памяти и внимания
  • задержки речевого и психического развития
  • заикание, логоневроз, запинки в речи, тики, навязчивые движения
  • гиперактивность, неусидчивость или медлительность
  • несформированные пространственные представления (не знает, где лево или право)
  • быстрая утомляемость и низкая работоспособность
  • проблемы при письме, чтении и счете.

Мозжечковая стимуляция - это программа упражнений, которая может в себя включать использование разного оборудования, например, балансировочные доски и платформы (доска Бильгоу, спортивные балансиры); упражнения на равновесие и координацию из цикла лечебной физкультуры.

Физические упражнения могут быть дополнены речевыми заданиями (называет слова), моторными (бросает мяч) или интеллектуальными (вспомнит животных на определенную букву).

Для того, что занятия были успешными, рекомендуется обязательная их периодичность 3-4 раза в неделю. Длительность занятия 30 минут.

Вот несколько примеров.

Упражнения на балансировочной подушке для детей:

image Click to view



Для группы:

image Click to view



Для малышей:

image Click to view



Доска Бильгоу:

image Click to view



Мозжечковая стимуляция:

image Click to view


image Click to view



Многие нейропсихологи считают, что упражнения на равновесие и координацию являются самыми важными в нейрогимнастике и нейрокоррекции, так как задействуют системообразующие отделы мозга и нервной системы, тем самым затрагивая и активизируя максимальное количество всех возможных функций!

В интернете можно найти большое количество самых разных упражнений для детей и взрослых!

Сегодня на этом все. В следующий раз рассмотрим завершающую группу нейропсихологических упражнений на развитие абстрактного уровня высших психических функций: внимания, памяти, мышления!

Другие статьи

Нейрогимнастика

  1. Что такое нейрогимнастика?
  2. О "Гимнастике мозга" П. Деннисона
  3. Некоторые теоретические положения и понятия нейропсихологии
  4. Виды и группы нейропсихологических упражнений
  5. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 1
  6. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 2
  7. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 3.
  8. Нейропсихологические игры и упражнения. Часть 4
  9. Антистрессовый кинезиологический комплекс упражнений
  10. Мой опыт использования нейрогимнастики в работе с детьми

Телеграм-канал👇


Psy_researcher✍️

📚 Полезная психология для развития детей и их родителей 👫 Материалы для занятий с детьми ✉️ Ответы на вопросы 🥰 Тёплая дружеская атмосфера Автор канала - Марина Александрова, психолог-исследователь, кандидат психологических наук, доцент

t.me

нейрогимнастика, психология, #всемвесна, дети, #10полезныхпостов

Previous post Next post
Up