(no subject)

Sep 22, 2007 16:30

Посмотрела фильм «Дьявол носит PRADA», и меня заинтересовал психологический рисунок отношений двух главных героинь, проблема подавления одной личности другой и втягивания в харизматический круг. Когда сталкиваешься с этим явлением в жизни, просто оторопь берет: как люди терпят и как это могло произойти? Но маленькие и большие тираны осознанно или неосознанно пользуются общей стратегией. И американская картина прекрасно ее иллюстрирует.
1. Деспотичный руководитель Миранда ведет себя как стерва, и Андреа, нуждающаяся в любой работе, за которую платят, подчиняется, не возражает против критики, находя ее справедливой, поскольку осознает свою неопытность и некомпетентность. Она сохраняет автономию и личностную дистанцию.
2. Далее действует безотказная политика кнута и пряника. Бичевания значительно больше: игнорирование, недовольный тон, претензии, «опускание» в присутствии подчиненных. На этом фоне внезапное обращение по имени (на что в нормальных условиях человек всегда имеет право) видится Андреа даже не пряником, а тортом, вызывает сильные положительные чувства и стремление испытать их еще раз. Она начинает стараться больше и делает шаг вперед, как обычный бандерлог, сокращая дистанцию.
3. После очередной неудачи Миранда устраивает своей ассистентке выговор, суть которого в следующем: я взяла на работу толстую и неотесанную, но умную девушку, рассчитывая на ее интеллект, и вот - какое разочарование. Это не кнут и не пряник, это вызов. Она ставит Андреа в такое положение, что та вынуждена ястребом бросаться на каждое поручение босса для того, чтобы подтвердить свою самооценку. И Андреа вступает в личные отношения с Мирандой. Она уже не просто работает, она доказывает ей, себе и миру.
4. Андреа работает 20 часов в сутки, а на связи находится все 24. У нее нет времени читать, думать, общаться с друзьями - нет времени для подкрепления и утверждения своих ценностей. Зато она постоянно окружена сотрудниками журнала мод, исповедующих совсем другой кодекс. Под таким давлением ей приходится сначала мимикрировать (переодеваться), а потом и подстраиваться вполне сознательно, находя в в новом положении плюсы. Перемены в девушке настолько разительны, что их замечают друзья. Их реакции несколько затормаживают движения Андреа в пасть удава.
5. А дальше следует сильнейший прием воздействия: сильная и безукоризненная Миранда предстает перед своей помощницей в домашней одежде, в слезах и в отчаянье. Андреа - хороший человек, и эта неудача в личной жизни будит в ней сочувствие и диктует ее следующий поступок: попытку предупредить начальницу о надвигающейся катастрофе в карьере. Эти ее действия вызывают поощрение и почти благодарность со стороны Миранды. Говорят, сварка взрывом - один из самых прочных видов сварки. «Ты ее защищаешь? Миранда - людоедка, это все знают. Признайся, ты ее ненавидишь!» - говорит Андреа приятель-журналист. Но она с ним не соглашается, да и зритель уже не знает, на чьей он стороне.
В финале Андреа возвращает себе независимость. Тому способствует полученный опыт, сила собственной личности и нравственные потрясения, которые дают ей возможность посмотреть на себя со стороны и вспомнить о забытых ценностях.
Вот только интересно, какой окажется атмосфера в газете «Нью-Йорк Пост»?
Previous post Next post
Up