Психическое развитие в картинках 3

Sep 10, 2013 14:04


Продолжение. Начало здесь и здесь.

ʘ Я слышал, как ребенок (возраст не указан), который боялся темноты, кричал в соседнюю комнату: «Тетя, поговори со мной, я боюсь». - «Но что тебе от этого? Ведь ты меня не видишь?» - «Когда кто-то говорит, становится светлее» (Фрейд, 25-я «Вводная лекция»).

Материнская фигура одним своим голосом прогоняет ( Read more... )

психоанализ, психическое развитие

Leave a comment

dz0rin September 26 2013, 13:47:39 UTC
Если позволите, расскажу, как я понимаю этот возраст, коротко?..
Предметный характер мышления ребёнка до 3-х лет внешне может выглядеть как подражание. Родительские функции ребёнка интересуют в это время настолько, насколько взрослый в состоянии помочь ему реализовать актуальные потребности. Он слит со взрослым психологически и даже как деятеля его не видит и не воспринимает, не вычленяет в этом смыле из среды. Хотя и видит как в руках взрослого волшебным образом преобразуется предметный мир. Вот предметный мир и общение со взрослым по поводу переживаний, связанных с восприятием и деятельностью в нём ребёнка по-настоящему завораживает...
Смысл действий ребёнка в том чтобы понять смысл и функциональное предназначение предметов, которыми взрослый настолько ловко оперирует... А способы действий он, как я понимаю, всё-равно открывает, порождает для себя заново. И даже способы обозначения в речи воспринимаемой разворачивающейся предметной ситуации, начиная со смысловых синтагм, - больших фраз или предложений, которыми взрослый сопровождает совместную с ребёнком деятельность, - ребёнок, не смотря на первоначально "отражённый" характер эгоцентрической речи, порождает для себя тоже заново (хотя, словесные метки ему не нужно придумывать...) И эти свои, открытые им способы действий и обозначающих их фраз он постоянно сравнивает/сопоставляет со способами действий и высказываний взрослого, благодаря чему постоянно уточняет, обогащает и действия, и речь... А это по определению уже и есть мышление. Где единицей анализа является собственный приобретённый опыт...
Вместо системы представлений, в которых сильна визуальная составляющая образов, у него складывается система как бы пред-представлений или кинестезий (т.н. "ядерных комплексов"), где зрительные ассоциации практически ещё отсутствуют (их заменяет реальное целостное, в т.ч. зрительное восприятие наличной ситуации, в которой учитывается предшествующий опыт действий в подобных условиях, которые, к тому же, никогда не повторяются...). Это связано ещё и с тем, что зрительный и слуховой анализаторы (дистантные) созревают значительно позже, чем остальные...

Reply

dz0rin September 27 2013, 00:23:51 UTC
Точнее. Кинестезии - способность восстанавливать целостную предметную ситуацию по одной из составляющей уже сложившегося "ядерного комплекса". Речевые кинестезии сформировались, когда звучащая мамина речь немедленно вызывает все остальные ассоциации, прежде всего двигательные. Это выглядит как "действие по инструкции", в том случае, конечно, если прежний опыт ребёнка, связанный с этой речью, связан ещё и с желательными эмоциями, приятными переживаниями, не был перегружен-"завершён", и его актуальные потребности могут реализоваться в похожей ситуации...

Reply


Leave a comment

Up