Продолжение. Начало
здесь и
здесь.
ʘ Я слышал, как ребенок (возраст не указан), который боялся темноты, кричал в соседнюю комнату: «Тетя, поговори со мной, я боюсь». - «Но что тебе от этого? Ведь ты меня не видишь?» - «Когда кто-то говорит, становится светлее» (Фрейд, 25-я «Вводная лекция»).
Материнская фигура одним своим голосом прогоняет
(
Read more... )
Предметный характер мышления ребёнка до 3-х лет внешне может выглядеть как подражание. Родительские функции ребёнка интересуют в это время настолько, насколько взрослый в состоянии помочь ему реализовать актуальные потребности. Он слит со взрослым психологически и даже как деятеля его не видит и не воспринимает, не вычленяет в этом смыле из среды. Хотя и видит как в руках взрослого волшебным образом преобразуется предметный мир. Вот предметный мир и общение со взрослым по поводу переживаний, связанных с восприятием и деятельностью в нём ребёнка по-настоящему завораживает...
Смысл действий ребёнка в том чтобы понять смысл и функциональное предназначение предметов, которыми взрослый настолько ловко оперирует... А способы действий он, как я понимаю, всё-равно открывает, порождает для себя заново. И даже способы обозначения в речи воспринимаемой разворачивающейся предметной ситуации, начиная со смысловых синтагм, - больших фраз или предложений, которыми взрослый сопровождает совместную с ребёнком деятельность, - ребёнок, не смотря на первоначально "отражённый" характер эгоцентрической речи, порождает для себя тоже заново (хотя, словесные метки ему не нужно придумывать...) И эти свои, открытые им способы действий и обозначающих их фраз он постоянно сравнивает/сопоставляет со способами действий и высказываний взрослого, благодаря чему постоянно уточняет, обогащает и действия, и речь... А это по определению уже и есть мышление. Где единицей анализа является собственный приобретённый опыт...
Вместо системы представлений, в которых сильна визуальная составляющая образов, у него складывается система как бы пред-представлений или кинестезий (т.н. "ядерных комплексов"), где зрительные ассоциации практически ещё отсутствуют (их заменяет реальное целостное, в т.ч. зрительное восприятие наличной ситуации, в которой учитывается предшествующий опыт действий в подобных условиях, которые, к тому же, никогда не повторяются...). Это связано ещё и с тем, что зрительный и слуховой анализаторы (дистантные) созревают значительно позже, чем остальные...
Reply
Reply
Leave a comment