Психическое развитие в картинках 2

Aug 11, 2013 23:42

Продолжение. Начало здесь

ʘ Пятилетняя девочка чувствует себя рассерженной и обманутой из-за того, что печенье, которое дал ей отец, меньше, чем то, которое отец дал ее сестре; она уверена, что оно меньше, потому что, когда она его быстро съела, у сестры оставалось больше половины печенья. Затем девочка представляет в фантазии, что ее отец умер и она единственная, кто пришел на его похороны. (Из книги «Психоаналитические теории развития» Тайсонов, 1990)

«Эдипова проблематика» начинается с обнаружения субъектом-ребенком нескольких диадных отношений, объединенных одним общим объектом - мамой или папой. В данном примере героиня обнаружила, что с объектом-папой не только она в диадных отношениях, но еще ее сестра. И, что справедливость этих отношений вызывает большие сомнения. Ситуация еще более усложниться, когда героиня обнаружит, что у объекта-папы есть еще один (кроме нее самой и сестры) субъект, а именно - мама. И что там справедливости еще меньше…
  Вот что стимулирует развитие логического мышления. Вот где психологические корни великой человеческой борьбы за справедливость - в каждом новом поколении!

ʘ Девочка [возраст не указан] сосала пальцы и одновременно гладила длинные волосы матери. Когда достаточно отросли ее собственные волосы, она стала ими, а не материнскими, закрывать лицо, когда засыпала. Она делала это регулярно, пока не подросла настолько, что захотела, чтобы у нее коротко, как у мальчика, срезали волосы. Результатом стрижки она осталась очень довольна, но когда нужно было ложиться спать, девочка пришла в отчаяние. К счастью, родители сохранили ее волосы и дали девочке прядь. Та сразу, как всегда, закрыла ими лицо и счастливо уснула. (Винникотт, первые опыты независимости, 1955)

Вот какие невзгоды подстерегают переходный объект. И какая все же хрупкая вещь - непрерывность детского опыта

психоанализ, психическое развитие

Previous post Next post
Up