За ваш комментарий особенное спасибо, поскольку вы уже прошли эту часть пути, "переколбасились". Правда, я-то не этик... у логиков, пожалуй, не бывает таких моментов, как "острое желание спасать", "неконтролируемая эмпатия" и упоение от слияния с чужими эмоциями - у нас другие "тараканы". Но в данном контексте это не принципиально. Мне интереснее, почему из двадцати человек, получивших дипломы, психологами работают только двое? Потому, что они ожидали чего-то другого, а в процессе учебы разочаровались? Если так, то в чем основные причины разочарования? Или это из-за вторичных вещей: трудности с трудоустройством, низкие доходы и т.п.?
Насчет, имеют ли право давать советы... Наверное, смотря какие. Они не могут советовать, например, что-то насчет детей-аутистов, если никогда не работали с такими детьми; тут нужен профильный и опытный специалист. Но по распространенным, "житейским", ситуациям - почему нет? Базового образования достаточно, чтобы они соблюдали границы профессиональной этики. Все остальное - жизненный опыт, мудрость, чувствование ситуации.
Еще вопрос: а на этапе обучения у вас не возникало "бунта", когда не хотелось делать именно это и именно так, не нравились какие-то трактовки, подходы, методики? Или вы все безоговорочно принимали? Читая вас, почему-то парадоксально грустно... был человек со стихийным желанием помогать, с мощной эмпатией... а теперь с этим профессионализмом сплошные ограничения: то нельзя, это нельзя... С одной стороны, инструментарий дали, но одновременно и скованность появилась... Или мне только кажется? Я знаю одну девушку-этика, которая отучилась на гештальт-терапевта, долго и серьезно. Она не то что не стала работать психологом (хотя все равно работает с людьми, как и до получения психологического образования). У нее какая-то печаль, что ли... Видимо, шла учиться с большим количеством светлых надежд, а теперь ее подавляет, что все так сложно, "авгиевы конюшни"... она потеряла надежду даже удовлетворительно разобраться с собственными вопросами. Оптимизма сильно поубавилось.
"Мне интереснее, почему из двадцати человек, получивших дипломы, психологами работают только двое?"(с) Потому, что они нашли себя в этой профессии и изначальная мотивация была именно приобрести новую профессию. Подавляющее большенство мотивировалось именно тем, что диплом психолога - это хороший бонус в уже имеющейся профессии (например, менеджера). Но! Очень важно то, что на парах, общаясь с психологами практиками, изучая теорию, разные направления и.т.д - каждый взял для себя нужную информацию, увидел и познал себя глубже - уже ради этого можно пойти учится) Очень многие, во время учебы или после ее окончания изменили свою жизнь и иногда кардинально! Одна женщина нашла в себе силы признаться самой себе, что не любит мужа и подала на развод, другая же решила что перегнула палку с карьерой и решала уделять больше времени мужу и детям и.т.д -- звучит вроде бы банально, но я видела изменения в картине мира этих женщин, и изменения были колоссальными. Теперь я думаю что базовый курс психологии нужен всем))) Как курс биологии в школе))
"Читая вас, почему-то парадоксально грустно... был человек со стихийным желанием помогать, с мощной эмпатией... а теперь с этим профессионализмом сплошные ограничения: то нельзя, это нельзя.."(с)
Это все Ваше ;) И нет ничего прекрасного в стихийном желании помогать, ибо помогать нужно тем кто просит о помощи и готов сам тащить себя из болота)) Раньше я склонна была брать ответственность за жизнь другого на себя - а этого я и врагу не пожелаю сейчас) А эмпатия у меня и сейчас мощная, просто я использую ее по делу а не орошаю пространство истощая себя и не помогая никому)
"Еще вопрос: а на этапе обучения у вас не возникало "бунта", когда не хотелось делать именно это и именно так, не нравились какие-то трактовки, подходы, методики? Или вы все безоговорочно принимали?"(с)
Это обучение, а обучение предполагает ознакомление со всеми работающими теориями, методами, и.т.д. Эти методы создавали люди, люди со своими характерами и виденьем мира -- само собой что мне что-то было близко, а что-то вызывало отторжение! Никто и не заставлял любить всех) По сути, к концу обучения у каждого студента были свои предпочтения, каждый выбирал инструментарий которым будет пользоваться дальше. Психология просто огромна в своих вариантах - нужно только заглянуть поглубже в себя и понять где именно твой. Для себя я выбрала направление "детская психология" и использую в большенстве своем методы арт-терапии (это именно те методу,которые я чувствую как свои).
То, что случилось с вашей подругой довольно грустно. И, думаю, ей самой не помешало бы сходить к психологу и разобраться в своих желаниях. Возможно, психологическое образование не есть причиной ее горестей.
Если подход: "Психологическое образование полезно всем, и если у человека, кем бы они ни работал, есть возможности, ему, безусловно, стоит поучиться на психфаке тоже - даже если он не переквалифицируется в психологи, все равно будет польза для себя", - то обсуждать, получается, нечего) Но еще раз возвращаясь к вашим сомнениям, "может ли менеджер, получивший дополнительное психологическое образование, называть себя психологом и кого-то консультировать?" Но ведь психология - не только в кабинете, куда приходят люди с психотравмами, сильными фрустрациями и всякими фобиями-маниями. У этих менеджеров тоже психология каждый день с утра до вечера, причем в усложненном варианте, когда никто добровольно за помощью не обращается и не настроен открывать душу. Менеджер вполне может вам встречно вылепить: "У тебя тоже опыт только по несовершеннолетним детишкам, когда их родители официально обратились за помощью и ты "с полным правом", под эгидой "авторитетной тети-психолога" с ними разбираешься и платят тебе вперед... Если ты попадешь в мой "серпентарий", где куча взрослых людей с навыками манипуляторов экстра-класса, много силовых типажей, ни искренности, ни сотрудничества, одна конкуренция с нечестными методами, и если ты не справишься - элементарно не сойдется финансовый баланс и останешься с дырой в кармане - тебе твой опыт с детьми тоже вряд ли поможет". Вы все психологи, только каждый в своей сфере. Другое дело, что есть стереотип: "психолог - это тот, кто сидит в кабинете, ведет прием, задает вопросы про детство, отношения с родителями, глубинные переживания, трактует сны, подвергает клиента разным тестированиям, игровым терапиям". И - то, с чего я начала - у меня подозрение, что на психфаках готовят психологов именно такого типа. Менеджерам, возможно, было бы эффективнее идти все-таки не на психфак, а на тренинги для менеджеров, где им, по сути, тоже давали бы психологию (в курсе MBA, например, рассказывают о классификации психотипов MBTI), но более специализированную под их цели. К сожалению, еще нельзя получить диплом типа "менеджер-психолог", либо менеджер, либо психолог... а в жизни-то такого разделения зачастую нет.
Вы защищаете менеджеров, но ведь я на них и не нападаю ;) Все вопросы, которые я задавала - это были вопросы к размышлению)
Университетов много, есть классические подходы, есть инновационные - выбирать Вам :)
"Менеджерам, возможно, было бы эффективнее идти все-таки не на психфак, а на тренинги для менеджеров, где им, по сути," (с)- Тут я не берусь судить, ибо не считаю выбор случайным. Они получили именно то, что хотели получить и только им известно что это было. Не один выпускник с моей группы не пожалел о том, что учился, даже если были полностью уверенны в том, что не свяжут жизнь с этой профессией)
Да не "защищаю" я их, они в этом не нуждаются) Просто вы поставили под сомнение, можно ли их считать психологами, если они не посвятили себя работе психолога в ее классическом варианте, а используют психологию "по совместительству", а мне эта мысль показалась интересной, чтобы покрутить ее так и эдак. Опять-таки, понятно, что эти люди свой выбор уже сделали, это закрытый вопрос. Но для кого-то он еще открыт, кто-то только обдумывает, получать это второе психологическое или пойти куда-то еще. Пока я склоняюсь к тому, что психфак может оказаться не самым лучшим выбором. Потому что там, по большому счету, готовят ПСИХОТЕРАПЕВТОВ, которые врачуют душевные раны, занимаются сбоями в психике у нормальных по меркам психиатрии людей. Есть сбои и разработаны разные варианты терапии для их коррекции. Вы, как детский психолог, занимаетесь именно такими вещами. Психологи МЧС занимаются такими вещами. Психоаналитики, к которым приходят с фрустрациями, занимаются этим. Но менеджер не погружается так глубоко. Да, перед ним тоже разные психотипы и разные поведенческие "фишки" людей, которые явно проистекают из их детства. Но он не может поговорить с ними об этом и предложить терапию. Глобальная коррекция этих людей не входит в его задачи. Он всего лишь учится локально противостоять манипуляциям и успешно применять контр-манипуляции.
Правда, я-то не этик... у логиков, пожалуй, не бывает таких моментов, как "острое желание спасать", "неконтролируемая эмпатия" и упоение от слияния с чужими эмоциями - у нас другие "тараканы". Но в данном контексте это не принципиально.
Мне интереснее, почему из двадцати человек, получивших дипломы, психологами работают только двое?
Потому, что они ожидали чего-то другого, а в процессе учебы разочаровались? Если так, то в чем основные причины разочарования?
Или это из-за вторичных вещей: трудности с трудоустройством, низкие доходы и т.п.?
Насчет, имеют ли право давать советы... Наверное, смотря какие. Они не могут советовать, например, что-то насчет детей-аутистов, если никогда не работали с такими детьми; тут нужен профильный и опытный специалист. Но по распространенным, "житейским", ситуациям - почему нет? Базового образования достаточно, чтобы они соблюдали границы профессиональной этики. Все остальное - жизненный опыт, мудрость, чувствование ситуации.
Еще вопрос: а на этапе обучения у вас не возникало "бунта", когда не хотелось делать именно это и именно так, не нравились какие-то трактовки, подходы, методики? Или вы все безоговорочно принимали?
Читая вас, почему-то парадоксально грустно... был человек со стихийным желанием помогать, с мощной эмпатией... а теперь с этим профессионализмом сплошные ограничения: то нельзя, это нельзя... С одной стороны, инструментарий дали, но одновременно и скованность появилась... Или мне только кажется?
Я знаю одну девушку-этика, которая отучилась на гештальт-терапевта, долго и серьезно. Она не то что не стала работать психологом (хотя все равно работает с людьми, как и до получения психологического образования). У нее какая-то печаль, что ли... Видимо, шла учиться с большим количеством светлых надежд, а теперь ее подавляет, что все так сложно, "авгиевы конюшни"... она потеряла надежду даже удовлетворительно разобраться с собственными вопросами. Оптимизма сильно поубавилось.
Reply
Потому, что они нашли себя в этой профессии и изначальная мотивация была именно приобрести новую профессию. Подавляющее большенство мотивировалось именно тем, что диплом психолога - это хороший бонус в уже имеющейся профессии (например, менеджера).
Но! Очень важно то, что на парах, общаясь с психологами практиками, изучая теорию, разные направления и.т.д - каждый взял для себя нужную информацию, увидел и познал себя глубже - уже ради этого можно пойти учится) Очень многие, во время учебы или после ее окончания изменили свою жизнь и иногда кардинально!
Одна женщина нашла в себе силы признаться самой себе, что не любит мужа и подала на развод, другая же решила что перегнула палку с карьерой и решала уделять больше времени мужу и детям и.т.д -- звучит вроде бы банально, но я видела изменения в картине мира этих женщин, и изменения были колоссальными.
Теперь я думаю что базовый курс психологии нужен всем))) Как курс биологии в школе))
"Читая вас, почему-то парадоксально грустно... был человек со стихийным желанием помогать, с мощной эмпатией... а теперь с этим профессионализмом сплошные ограничения: то нельзя, это нельзя.."(с)
Это все Ваше ;)
И нет ничего прекрасного в стихийном желании помогать, ибо помогать нужно тем кто просит о помощи и готов сам тащить себя из болота)) Раньше я склонна была брать ответственность за жизнь другого на себя - а этого я и врагу не пожелаю сейчас)
А эмпатия у меня и сейчас мощная, просто я использую ее по делу а не орошаю пространство истощая себя и не помогая никому)
"Еще вопрос: а на этапе обучения у вас не возникало "бунта", когда не хотелось делать именно это и именно так, не нравились какие-то трактовки, подходы, методики? Или вы все безоговорочно принимали?"(с)
Это обучение, а обучение предполагает ознакомление со всеми работающими теориями, методами, и.т.д. Эти методы создавали люди, люди со своими характерами и виденьем мира -- само собой что мне что-то было близко, а что-то вызывало отторжение! Никто и не заставлял любить всех)
По сути, к концу обучения у каждого студента были свои предпочтения, каждый выбирал инструментарий которым будет пользоваться дальше.
Психология просто огромна в своих вариантах - нужно только заглянуть поглубже в себя и понять где именно твой.
Для себя я выбрала направление "детская психология" и использую в большенстве своем методы арт-терапии (это именно те методу,которые я чувствую как свои).
То, что случилось с вашей подругой довольно грустно. И, думаю, ей самой не помешало бы сходить к психологу и разобраться в своих желаниях. Возможно, психологическое образование не есть причиной ее горестей.
Reply
Но еще раз возвращаясь к вашим сомнениям, "может ли менеджер, получивший дополнительное психологическое образование, называть себя психологом и кого-то консультировать?"
Но ведь психология - не только в кабинете, куда приходят люди с психотравмами, сильными фрустрациями и всякими фобиями-маниями. У этих менеджеров тоже психология каждый день с утра до вечера, причем в усложненном варианте, когда никто добровольно за помощью не обращается и не настроен открывать душу. Менеджер вполне может вам встречно вылепить: "У тебя тоже опыт только по несовершеннолетним детишкам, когда их родители официально обратились за помощью и ты "с полным правом", под эгидой "авторитетной тети-психолога" с ними разбираешься и платят тебе вперед... Если ты попадешь в мой "серпентарий", где куча взрослых людей с навыками манипуляторов экстра-класса, много силовых типажей, ни искренности, ни сотрудничества, одна конкуренция с нечестными методами, и если ты не справишься - элементарно не сойдется финансовый баланс и останешься с дырой в кармане - тебе твой опыт с детьми тоже вряд ли поможет".
Вы все психологи, только каждый в своей сфере. Другое дело, что есть стереотип: "психолог - это тот, кто сидит в кабинете, ведет прием, задает вопросы про детство, отношения с родителями, глубинные переживания, трактует сны, подвергает клиента разным тестированиям, игровым терапиям".
И - то, с чего я начала - у меня подозрение, что на психфаках готовят психологов именно такого типа. Менеджерам, возможно, было бы эффективнее идти все-таки не на психфак, а на тренинги для менеджеров, где им, по сути, тоже давали бы психологию (в курсе MBA, например, рассказывают о классификации психотипов MBTI), но более специализированную под их цели. К сожалению, еще нельзя получить диплом типа "менеджер-психолог", либо менеджер, либо психолог... а в жизни-то такого разделения зачастую нет.
Reply
Все вопросы, которые я задавала - это были вопросы к размышлению)
Университетов много, есть классические подходы, есть инновационные - выбирать Вам :)
"Менеджерам, возможно, было бы эффективнее идти все-таки не на психфак, а на тренинги для менеджеров, где им, по сути," (с)- Тут я не берусь судить, ибо не считаю выбор случайным. Они получили именно то, что хотели получить и только им известно что это было. Не один выпускник с моей группы не пожалел о том, что учился, даже если были полностью уверенны в том, что не свяжут жизнь с этой профессией)
Reply
Опять-таки, понятно, что эти люди свой выбор уже сделали, это закрытый вопрос. Но для кого-то он еще открыт, кто-то только обдумывает, получать это второе психологическое или пойти куда-то еще.
Пока я склоняюсь к тому, что психфак может оказаться не самым лучшим выбором. Потому что там, по большому счету, готовят ПСИХОТЕРАПЕВТОВ, которые врачуют душевные раны, занимаются сбоями в психике у нормальных по меркам психиатрии людей. Есть сбои и разработаны разные варианты терапии для их коррекции. Вы, как детский психолог, занимаетесь именно такими вещами. Психологи МЧС занимаются такими вещами. Психоаналитики, к которым приходят с фрустрациями, занимаются этим.
Но менеджер не погружается так глубоко. Да, перед ним тоже разные психотипы и разные поведенческие "фишки" людей, которые явно проистекают из их детства. Но он не может поговорить с ними об этом и предложить терапию. Глобальная коррекция этих людей не входит в его задачи. Он всего лишь учится локально противостоять манипуляциям и успешно применять контр-манипуляции.
Reply
Единственное - вы не знаете чем занимаюсь именно я :)
От всей души желаю вам найти свой Путь)
Reply
Leave a comment