Дополнение (06.02.2113): добавлен главный вывод, который я как-то упустил. См. последние три абзаца
Из всех многочисленных разновидностей психотерапии психоанализ, похоже, в наибольшей степени пытался (на протяжении всей своей истории) установить связь между теорией психического развития и картиной симптоматического поведения взрослых (или, в
(
Read more... )
"Широко распространенные «проблемы детства» создают лишь набор возможностей для будущей психопатологии взрослого.«Проблемы взрослой жизни» лишь иногда реализуют некоторые из этих возможностей, - актуализируя тем самым «проблемы детства» в качестве своих онтогенетических корней.
Не в этом ли тайна выживания такого биологически уязвимого вида животных как человек разумный?"
Может быть, было бы интересно посмотреть на эту ситуацию с точки зрения немного другой терминологии и другого контекста, чтобы также ответить на поставленный в посте вопрос.
Далее - мое скромное ИМХО.
В процессе развития индивида происходит формирование уровней психики - уровней нейро-гуморальной организации и регуляции. Более "взрослые" уровни могут быть более адаптивны, нежели в большей или меньшей степени травмированные, дисфункциональные "детские" уровни. И более адаптивные "взрослые" уровни компенсируют травмированность "детских" уровней. Компенсируют до тех пор, пока текущая жизненная ситуация не актуализирует "детские" травмированные уровни, что переживается как стресс, дисфункциональные эмоции. И чем больше стрессовость ситуации, тем больше дисфункциональность, психопатологичность поведения индивида как целого, в виду приобретения доминантности "детскими" уровнями в психике в целом.
Это если говорить о неврозах, обострившихся, явно проявившихся во взрослой жизни. И о том, почему человечество не вымерло от детских травм: более "взрослые" уровни психической организации компенсируют травмированность "детских" уровней и позволяют индивиду быть эффективным, функциональным (с сохранением внутри "детской" дисфункциональности, если она имеет место, в латентном или открытом, невротическом состоянии; или психопатологическом, но тогда имеет место уже дисфункциональность индивида как целого).
Если же говорить о связи конкретных форм поведения взрослых относительно ребенка, то, конечно, можно говорить только о вероятности развития в дальнейшем у него тех или иных патологических моделей поведения и мышления. Которое может состояться или не состояться в виду того, удастся ли ребенку в процессе взросления обрести во взаимодействии со средой адекватные копинговые стратегии. Встретится ли ему положительный опыт, симметричный травмирующему?
И, судя по тому, что человечество еще не вымерло, можно сказать, что положительный опыт, встречающийся детям в процессе развития, в процессе формирования "взрослых" уровней психики (уровней нейронных связей) по своему удельному весу больше, нежели опыт травмирующий.
Reply
Leave a comment